Фарфоровые куклы были очень популярны в XIX - начале XX вв. За основу создания персонажей скульпторы брали иллюстрации из популярных журналов, где размещались лубочные картинки и литографии художников - графистов. Графика на тот момент была единственным доступным массовым искусством, в котором во всех деталях с максимальной точностью зарисовывали самобытную народную жизнь.
Наибольший колорит всего национального, русского отражался в массовых народных гуляниях. Художники-графисты в работах запечатлевали базарные торги, обыденные уличные сцены, праздники. В жанре бытового портрета появляются торговцы, разносчики корзин и сбитенщики. Последняя разновидность профессии (сбитенщик) стала особо частым сюжетом для создания фарфоровых фигурок.
Первыми русскими художниками, кто начал изображать простой народ крупным планом, стали К.А. Зеленцов, А.О. Орловский, И. Егоров. Серию литографических работ на бытовую уличную тему создал и замечательный рисовальщик Игнатий Степанович Щедровский, чьи работы представлены в экспозиции Литературного музея г. Пензы («Продавец сбитня», «Бондари»). В витринах музея обязательно привлекут внимание фарфоровые скульптуры из серии «Пасторальные фигуры». «Старик на завалинке», «Женщина с ребенком на коленях» иллюстрируют простую ежедневную сельскую жизнь XIX столетия. Старик на завалинке"
Скульптуры относятся к 1880-м годам. Выполнены в традиционных пастельных тонах, использованы лиловые, сиреневые розовые оттенки матовых красок по бисквиту. Эмоциональный фон, запечатленный в позах, мимике скульптурных образов, отражает спокойствие, плавный ход времени, атмосферу расслабленности и духовной гармонии.
Тема сельской жизни нашла широкое отражение и в скульптуре советского периода фабрики Вербилок (в 1892 г. фабрика была продана новому владельцу Кузнецову М.С., после 1917 г.- национализирована, переименована в Дмитровский завод). Большой резонанс с начала XX века получила скульптура из серии «Народные промыслы». В экспозиции пензенского Литературного музея представлены известные скульптуры Дмитровского завода из бисквита с полихромной росписью: «Мужик, плетущий лапти» и «Сеятель».