Найти тему

Татьяна Владленовна Грязнова — именитый педагог Школа искусств Волгодонского района

Характер и огромное желание стать балериной

Хореографическое отделение в Школе искусств Волгодонского района открылось в 1995 году. Учитывая, что преподавателей этой дисциплины в провинции найти непросто — это был смелый шаг.

В начале этого учебного года в Школе искусств появился новый педагог — Татьяна Владленовна Грязнова. Перед беседой с ней заглянули в интернет и не сдержали возгласа восхищения:  профессионал такого уровня для района — большая удача. Т.В. Грязнова — артистка балета высшей категории, окончившая Пермское государственное хореографическое училище, считающееся балетной кузницей. Это одна из 4 балетных школ в стране, имеющая статус федерального значения. Кроме того, Татьяна Владленовна — выпускница Волгоградского государственного института искусств и культуры по специальности «художественный руководитель хореографического коллектива».

Грязнова была солисткой Днепропетровского, Нижегородского, Саратовского, Екатеринбургского академических театров оперы и балета. Славная сценическая жизнь закончилась 15 лет назад. Последние 12 лет она преподавала и была доцентом кафедры хореографии Волгоградского государственного института искусств и культуры.

Кочевая жизнь для любого артиста — норма, переезд туда, где можно реализовать себя в полной мере — естественный процесс. И в судьбе Татьяны Владленовны и её супруга, Александра Леонидовича Филинюк — солиста балета, мастера сцены, а ныне — преподавателя Школы искусств Волгодонского района, менялись города и театры. Последний переезд в х. Парамонов, как призналась Грязнова, обоснован и ещё одной причиной — сын Всеволод поступил учиться в МИФИ в г. Волгодонск.

Татьяна Владленовна Грязнова
Татьяна Владленовна Грязнова

Кроме преподавания в Школе искусств Т.В. Грязнова открыла свою студию «Дон балет» в г. Волгодонск, в которую принимаются дети с 4 лет. Татьяна Владленовна, реализуя свой потенциал педагога, вводит малышей в мир балета, учит не просто танцевать, а выражать чувства и настроение героя спектакля с помощью движений и делать это красиво, выразительно и грациозно. И неважно, что пока герои — курочка Ряба или Колобок, а не Ромео и Джульетта. Нередко Татьяна Владленовна занимается постановками танцев для своих учеников.

— Многие мамы, приведя малыша в первый класс балетной школы Школы искусств Волгодонского района, поначалу начинают негодовать, считая требования чрезмерно завышенными. Со временем понимают, что это не кружок, а школа, где дети получают образование. А достижение хороших результатов зависит не только от физических данных, но и трудолюбия и строгой дисциплины. Хотя требования и условия несравнимы с теми, которые были когда-то в Пермском хореографическом училище. И всё же, если бы мне предложили на выбор прожить заново несколько лет, я бы выбрала 8 лет проведённых в училище, — говорит Т.В. Грязнова.

Саму Татьяну Владленовну родители привели в балетную студию Днепропетровска в шесть лет. Решение это возникло после того, как их дочь в четырёхлетнем возрасте застыла перед экраном телевизора, увидев великую балерину Майю Плисецкую и с тех пор буквально грезила танцами. В 9 лет способная маленькая балерина из Украины покинула родной город и, можно сказать, переехала на постоянное место жительство в интернат г. Пермь, и родителей видела лишь на каникулах. Порядки, царившие в интернате и училище, отличались жёсткими требованиями — и к выпускному балу оставалось лишь 30% учащихся от общего количества поступивших.

— Чтобы окончить училище, нужно было иметь характер и огромное желание стать балериной. Спутниками учёбы были: холод, титанический труд и постоянное чувство голода. Кушать хотелось всегда, нагрузки сжигали калории моментально. Это миф, что балерины едят, как птички. Питаться необходимо, но при этом лишние, даже не килограммы, а несколько граммов — катастрофа. Положенных порций в столовой нам не хватало — бегали покупать булочки. И педагоги нас подкармливали и утешали, если что-то не получалось. К тому же, мы скучали по дому, родителям. Это спрос с нас был почти как со взрослых, а по сути, мы были детьми. Мой любимый педагог — Раиса Федоровна Прыткова на которую, я всегда стремилась быть похожей, на два самых трудных первых года заменила мне маму и не только мне одной.

Суровые школьные будни не убивали в нас желания учиться, а родителей не побуждали забрать своё чадо и поместить в более комфортные условия. Наоборот, мы боялись отчисления, а угроза такового была всегда. Лишний вес заставлял попрощаться с мечтой о том, что ты когда-нибудь, будешь танцевать на сцене. После проваленного экзамена ученика ждал билет домой. Это была не жестокость, а необходимость. Мне тоже иногда приходилось настаивать на отчислении студентов, если было ясно, что молодой человек или девушка не смогут в дальнейшем реализовать себя на этом поприще. Отчисление для такого студента — шанс найти себя в другом деле. Спустя годы я получала благодарности от несостоявшихся танцоров, ставших хорошими специалистами в других сферах деятельности. Балет — это не просто работа. Это дело, требующее полной самоотдачи, вложения без остатка физических и душевных сил. Мне повезло: для меня моё дело — и увлечение, и душевная привязанность, и работа, и моё продолжение в учениках, среди которых немало способных ребят, — делится Т.В. Грязнова.

Татьяна Владленовна является признанным педагогом не только в нашей стране, но и за рубежом. Она член жюри многих Всероссийских и зарубежных конкурсов, к примеру, международного конкурса «Данс Триумф», проводимого ежегодно в Германии. Её мастер-классы посещают коллеги из других стран, справедливо считая, что у российской балерины есть чему поучиться. Усилия Татьяны Владленовны, направленные на развитие балета на Дону, оценены и у нас любителями этого вида искусства. Ни для кого не секрет, что открыть свою студию — дело хлопотное и затратное. И балерина уверена, что без поддержки ООО «Юлия», в лице Ларисы Валерьевны Пасько и Светланы Леонтьевны Дедык, которым она бесконечно благодарна, времени, сил и нервов на основание и становление студии ушло, куда как больше.

— В Школе искусств меня поддерживает и директор Наталья Владимировна Куракина, и коллеги. У нас в коллективе замечательная атмосфера и взаимопонимание, — отметила Татьяна Владленовна.

Н. Парфенова