Найти тему

Мы больше смерти боялись живыми попасть в плен

Очерк о Героях Советского Союза Татьяне Макаровой и Вере Белик, сгоревших в самолете над Польшей я назвала "Они с собой не брали парашютов" . И в комментариях неоднократно звучал вопрос - почему, зачем идти на верную смерть, разве они считали себя камикадзе, и так далее...

Думаю, что в качестве ответа на эти вопросы лучше всего привести слова самих летчиц.

Вот мнение Надежды Поповой, последнейиз двадцати трех боевых летчиц – «ночных ведьм», награжденных в годы войны Золотой Звездой Героя Советского Союза.

«Даже если бы парашюты при нас были, то мы бы все равно не могли бы спастись, так как летали на малых и очень малых высотах, в лучшем случае покалечились бы».

Летчицы из женского 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, Герои Советского Союза Наталья Меклин-Кравцова, Надежда Попова и Евдокия Никулина, июнь 1945
Летчицы из женского 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, Герои Советского Союза Наталья Меклин-Кравцова, Надежда Попова и Евдокия Никулина, июнь 1945

Надо полагать, что ее подруги считали так же.

Летчицы у фронтовой землянки в Геленджике . Сидят Вера Белик, Ира Себрова, стоит Надежда Попова
Летчицы у фронтовой землянки в Геленджике . Сидят Вера Белик, Ира Себрова, стоит Надежда Попова

И еще один аргумент, может быть и более важный. Его в своем интервью приводит Ирина Вячеславовна Ракобольская, бывший начальник штаба этого полка, после войны - профессор кафедры космических лучей физического факультета МГУ (имеено с ее лекций начиналось моё знакомство с физикой космоса - прим. автора). О ней я тоже здесь писала "Ночная ведьма - полёт окончен". Вот что она говорила:

«Мы больше смерти боялись живыми попасть в плен, поэтому и парашюты не брали».

Ирина Ракобольская
Ирина Ракобольская

Ну и практический аргумент - лишнее место для бомб, в кабине было и без того тесно, а штурман еще и на колени, бывало, брал бомбы.

Вот так подвешивали  авиабомбы
Вот так подвешивали авиабомбы

Самолеты У-2, поступавшие в 1941 г. из аэроклубов, не были приспособлены для подвески бомб. В местах формирования проводилась их доработка как собственными силами, так и при помощи заводских бригад из Казани. Общий вес поднимаемой бомбовой нагрузки в результате увеличивался до 200 кг.

Вооруженцы вставляют взрыватели в бомбы
Вооруженцы вставляют взрыватели в бомбы

В то время мы уже брали с собой парашюты. Правда, сначала неохотно. Уж очень они обременяли нас. Полетаешь всю ночь, часов четырнадцать подряд, а утром не можешь из кабины выбраться. Просто сил не хватает. Забросишь ногу за борт, приподнимешься слегка — и вываливаешься из самолета как мешок... А тут еще парашют с собой тащить!
Но все-таки парашюты брали не зря.

Это написано Наталией Кравцовой-Меклин, чье фото теперь видели все, кто интересуется военной историей.

Герой Советвкого оюза Наталия Кравцова-Меклин
Герой Советвкого оюза Наталия Кравцова-Меклин

Так что вопрос о том, почему практически до конце войны - парашюты девушек обязали надевать лишь в конце 1944 года, после того как над нашей территорией сгорели в самолете две летчицы - парашютов у девушек не было, предлагаю считать закрытым.

И да, при всех аргументах парашют мог спасти жизнь, как он спас ее штурману Руфине Гашевой, и лишь по несчасливой случайности не помог пилоту Ольге Санфировой.

Но о них, наверное, лучше будет написать отдельно.

С уважением, @maksina