Я, как и большинство моих однокурсников, не стала дипломатом. Из 12 человек нашей группы только двое работают по профилю, ещё трое связали свою жизнь с языками. Остальные пошли работать в другие сферы.
Служба исследований HeadHunter в 2019 году опубликовала результаты опроса, проводившегося среди 5509 соискателей: 41% россиян с высшим образованием работают не по специальности. При этом 32% работающих граждан нашей страны даже не пытались устроиться на работу по своему профилю, так как ещё во время учёбы осознали, что выбрали не ту профессию.
Не буду лукавить, становиться работником МИДа не входило в мои планы. Я пошла на факультет международных отношений чтобы изучать испанский, который больше нигде в то время не преподавался. Многие мои одногруппники поступили на наше отделение потому что "это престижно". Кто-то мечтал стать женой атташе или диппредставителя. За некоторых выбор профессии сделали родители.
24% из тех, кто пробовал работать по специальности, ушли в другую сферу, поняв, что профессия, которую они получили, им не подходит.
Полученные данные заставляют задуматься. В 18 молодые люди часто понятия не имеют, чем хотят заниматься.
Знаю, что в меня полетят помидоры, но я снова буду сравнивать американскую школу с российской. В США учащиеся получают базовые знания в определённых профессиях ещё в школе. Те, кто задумывается о карьере на телевидении, взяв broadcasting (телевещание) в качестве предмета по выбору, могут попробовать себя в роли режиссёра и телеведущего, научиться пользоваться техникой и делать видео монтаж. В авто мастерской при школе мальчиков обучают базовым знаниям по обслуживанию и ремонту автомобилей. Такой опыт поможет кому-то из них выбрать в будущем профессию механика. Есть предметы, на которых школьники знакомятся с азами Adobe Photoshop. Пройдя такой курс, кто-то откроет в себе талант графического дизайнера.
Чему учат детей в российских школах? Кроме трудов и рисования, у нас нет предметов, которые дают школьникам базовую проф. подготовку. Российских выпускников можно кратко охарактеризовать так: знаю всё, умею ничего.
Как следствие, дети идут не туда, где интересно, а туда "где прибыльно". Часто это просто "гипноз" со стороны родственников и знакомых, которые не стесняются навязывать своё мнение. Такой подход в99% случаев не принимает в расчёт личность и характер выпускника. А ведь в любой профессии есть свои нюансы.
На третьем курсе я по настоянию родителей поступила на юрфак, чтобы получить второе высшее образование. Недели обучения мне хватило, чтобы осознать, что надо делать ноги. Юриспруденция оказалась совсем не тем, что я представляла. Получать «корочку» для галочки я не хотела, тратить деньги родителей впустую мне казалось нечестным, поэтому я отчислилась до первой сессии. А что делать студентам, которые оказались в моём положении, но «прозрение» пришло к ним на третьем курсе?
Добавьте сюда ещё ожидания, которые на вас возлагают родные и близкие. Нравится — не нравится, а закончить ВУЗ придётся.
Современная школа должна давать учащимся не факты (для этого у насесть Гугл), а прикладные навыки, которые будут нужны детям в дальнейшей жизни. Профориентация в школе позволит сократить количество промахов в выборе профессии, и количество выпускников, работающих не по профилю, пойдёт на убыль.