Найти тему
Записки белокнижника

Почему Шаламов прочел роман Солженицына и сказал, что роман как жанр умер?

Оглавление

Поначалу между писателями установились приятельские отношения

В начале карьеры Солженицына, в 60е годы, он общался с Варламом Шаламовым, вел с ним переписку. Между ними еще не произошло размолвки. Оба писателя сблизились из-за того, что у них была общая тема - лагерная тема.

Поначалу отклик Шаламова на произведения Солженицына был положительным. Так, он был поражен повестью "Один день Ивана Денисовича":

Повесть — как стихи,— в ней всё совершенно, всё целесообразно. Каждая строка, каждая сцена, каждая характеристика настолько лаконична, умна, тонка и глубока, что я думаю, что «Новый мир» с самого начала своего существования ничего столь цельного, столь сильного не печатал

Повесть многие критики считают не без оснований лучше работой писателя, возможно, именно поэтому дальнейшие отзывы Шаламова были несколько иными.

Роман "В круге первом" получил неоднозначную оценку

В 1967 Шаламов написал письмо А.И.Солженицыну после прочтения романа "В круге первом". Роман был издан в "Новом мире" в 1965 году.

Дорогой Александр Исаевич!
Я прочел Ваш роман. Это – значительнейшая вещь, которой может гордиться любой писатель мира. Примите запоздалые, но самые высокие мои похвалы. Великолепен сам замысел – дать геолог(ический) разрез сов(етского) общества от самого верха до самого низа – от Сталина до дворника Спиридона... Слабее других женские фигуры.

В письме Шаламов критикует женские образы, которые в романе играют фоновую роль. Солженицын действительно сосредоточился на мужских образах, как будто забыв о женских.

Но в итоге он заключает свое письмо с весьма сдержанной похвалой словами: "Роман умер". И даже противопоставляет документальную прозу художественной, видимо, намекая, что художественная проза Солженицына не столь интересна, как его документальная. Тот спорит с ним в ответном письме, утверждая, что художественная проза имеет преимущества перед не художественной:

И тогда мы все заметим, что никакая документальная проза нисколько не может нам заменить романа, главная прелесть и обаяние которого не только в излагаемой правде жизни, но в полете духа великой художественной личности, даже ее игре. Все излагаемое она окрашивает неповторимо – и это-то главным образом и заставляет нас трепетать».

А все-таки в дальнейшем Солженицын отошел от художественной прозы. Он даже предлагал Варламу Шаламову вместе работать над "Архипелагом Гулагом". Шаламов отказался. Но и к документальной прозе Солженицына впоследствии возникло много вопросов у историков и критиков.

Почему меня заинтересовала эта переписка?

Потому что она откликнулась. Действительно, когда в школе я читала роман "В круге первом", у меня были схожие ощущения. Мне тоже показалось, что роман, каким он был до Солженицына - в творчестве Алексея Толстого, Михаила Булгакова, Льва Толстого, Федора Достоевского, Ивана Тургенева, Ивана Гончарова - перестал существовать. Далекая от политики литературного мира, я уже тогда почувствовала, что в советские годы с 60х стало происходить что-то не то. Либо восхваляли не те произведения, либо писатели обмельчали - такие у меня были мысли.

Сейчас считаю, что все-таки восхваляли не те произведения, как и сегодня - восхваляют и награждают самые слабые книги. Политика уже давно заняла место литературы.

Согласны или нет? Как считаете, может ли документальная проза заменить художественную?