Постараюсь подбирать приличные слова, когда буду знакомить вас с изменениями в ЕГЭ по русскому языку, которые ждут нынешних десятиклассников и их преподавателей.
По аналогии с новым ОГЭ я ждала уменьшения количества заданий в пользу их "углубления". Или каких-нибудь интересностей, типа 8-го или 21-го задания. Реальность не срослась с моими ожиданиями: заданий стало больше (теперь их 28). На выполнение работы выпускнику по-прежнему даётся 210 минут (3,5 часа).
Добавили три задания:
Задание 1 (выполняется по предложенному тексту)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Большинство глаголов в тексте теряет значение конкретного физического действия (Например: носила специальное название, вышли князья, слово получило, получило значение, осаживались варяги, земля слилась).
2) Связующую функцию специальных средств, указывающих на последовательность развития описываемого явления и на развитие мысли автора текста, выполняют слова: потом, позднее, наконец.
3) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности (потом, позднее, наконец).
4) В тексте есть отглагольные имена существительные употреблены в форме единственного числа (Например: название, происхождение, значение и др.).
5) Воздействие на читателя достигается не приведением логических выводов, а путем создания живых образов, картин жизни (Например: осаживались пришлые варяги …).
Ответ: ___________________________.
Задание 2 (выполняется по тому же предложенному тексту)
Продолжите фразу. Самостоятельно подберите термин, который должен стоять на месте пропуска. Запишите этот термин.
Текст относится к <…> стилю речи.
Ответ: ___________________________.
Задание 22
В приведённых ниже примерах даны различные способы развития мысли во фрагментах текстов. Укажите примеры, в которых способом развития мысли является указание на следствие. Запишите номера этих примеров.
1) Реки – великий дар природы. С незапамятных времён они дают людям воду для питья и орошение земель. Издавна они были путями сообщения, служили границами государства, верной защитой от нападения врагов. На больших реках были построены первые большие города Древней Руси: Киев и Новгород.
2) Цветы кувшинки очень любят тепло. Целый день они зорко следят за ходом солнца и поворачиваются вслед за ним. Утром цветы кувшинки повернуты на восток. В полдень солнце переместится на юг, и они повернутся к югу. Но вот солнце начинает клониться к западу и посылает на землю все меньше тепла. В это время цветы закрываются и погружаются в воду.
3) Война стала одной из основных тем литературного творчества писателя фронтовика Даниила Александровича Гранина. Военные произведения Гранина привлекают читателя своей удивительной искренностью. Событием в общественной жизни страны стал выход «Блокадной книги», которую Гранин создал совместно с Алесем Адамовичем. В книге впервые была рассказана правда о блокаде, представлены записи и воспоминания жителей блокадного Ленинграда.
4) Во время сражений, которые иногда разыгрывались в средневековых замках, узкие винтовые лестницы являлись идеальным оборонным сооружением. Вверх по этой лестнице мог подниматься только один человек, и стоящий сверху одинокий защитник мог противостоять множеству нападающих. Кроме того, поскольку лестница закручивалась вправо, нападающие снизу не могли пользоваться своей правой рукой так же свободно, как тот, кто защищался сверху.
5) Сегодня «адресат» в журналистике – это люди с разными интересами, информационными запросами и взглядами. И тактика учёта особенностей адресата становится значительно разнообразной во всех жанрах публицистики. При сообщении новостей автор, с одной стороны, стремится учитывать информационные запросы своей аудитории и соответствовать им, с другой – в надежде быть правильно понятым учитывает степень осведомлённости читателей, направленность их информационных интересов, стремится привлечь интерес к сообщению.
Ответ: ___________________________.
Если честно, я, пока читала эти пять фрагментов, уже устала. А для чего нам нужно это задание? Наверное, по гениальному замыслу разработчиков, выполняя его, выпускник научится формулировать и анализировать логическую связь между примерами-иллюстрациями в собственном сочинении.
Убрали два задания из блока пунктуация - нынешние 17 (обособление второстепенных членов) и 19 (сложноподчинённое предложение с придаточным определительным)
Если с отсутствием 19-го задания можно смириться, так как в 20-м мы всё равно расставляем знаки препинания в СПП с несколькими видами придаточных, то 17-е реально жалко. Верните мои любимые причастные и деепричастные обороты!!!
Всё остальное, включая сочинение, без изменений. В этой связи можно разобрать с учениками значение фразеологизма "Гора родила мышь".
Как вам изменения, коллеги? Разрешаю использовать в комментариях эмоционально-оценочную лексику.
И, да, на канале сегодня круглая цифра 5000 подписчиков! Поздравляю себя и вас с этим результатом. Как говорит Этери Тутберидзе, "работаем дальше".
Чтобы читателям проще было ориентироваться на канале, создала статью-навигатор, где систематизировала публикации, созданные в прошлом учебном году.