Сложно вспомнить в истории авиации Второй Мировой Войны другой, столь важный для заказчика самолет, разработка которого заняла столько времени и закончилось таким эпическим пшиком.
Бюрократия есть искусство делать возможное невозможным. (с)
Наличию предшественника нашего героя - истребителю А6M Reisen (знаменитому Зеро), японцы во многом обязаны тем , что война на Тихом океане началась так, как она началась и через пол года Империя являлась обладателем огромных территорий.
Но техника имеет свойство устаревать, и, совершенно справедливо, в конце 1940 года, была создана спецификация (тех-задание) на следующее поколение палубных истребителей: 16-Shi и … благополучно заморожена.
Причиной называлось загруженность КБ работами по новой модификации Зеро, и по перехватчику спецификации 14-Shi: будущему J2M Raiden.
Новый Зеро (A6M3 модели 32) технично продемонстрировал безнадежность предприятия по модернизации в целом (примерно 200 дополнительных «лошадок» дали прирост скорости всего в 9-11 км/ч- курам на смех),а у харизматичного и любимого моделистами «Райдена», ИМХО, почетное третье место в номинации «самый бестолковый истребитель флота» после «водоплавающих» A6M2-N и N1K1.
По канонической версии , работы над будущем A7M Reppu (Ураган) возобновились только в июле 1942. Как такие неспешные ребята собирались воевать с половиной мира - решительно не понятно.
Новые технические требования 17-Shi были таковы, что номер в стиле Зеро (а давайте все облегчим без всякой меры) не проходил - кроме высоких летных данных (максимальная скорость - 639 км/ч, маневренность и радиус действия на уровне Зеро) требовалось достаточно мощное вооружение ( две пушки и два крупнокалиберных пулемета) и, о чудо, полноценная пассивная защита (протектированные баки и защита пилота).
Эту страну погубит коррупция (с)
У конструктора фирмы Mitsubishi , по совместительству "Отца Зеро" и главного героя известного полнометражного мультфильма «Ветер крепчает» - Дзиро Хорикоши, вероятно, был непростой выбор "от какой печки плясать", а именно, вокруг какого двигателя "строить самолет".
Мощный (более 2000 "лошадок"), но тяжелый двигатель MK9, он же Ha-43, от родной и любимой фирмы Mitsubishi, работы над которым только начались в 1941 и менее мощный (1600 "лошадок"), но более легкий двигатель NK9, он же Ha-45, конкурирующей организации - фирмы Nakajima, который уже в 41-м году был вполне себе готовым изделием.
Двигатели ждала разная судьба. Mitsubishi Ha-43 за всю войну построили ...16 шт. Nakajima Ha-45 стал знаменитым, в узких кругах, Homare , за время развития достигнув заветные 2000 л/с, став "сердцем" практически всего лучшего, что успел создать японский авиапром (Ki-84, N1K1/2-J, B7A...).
Выбор был сделан (вот неожиданность) в пользу движка фирмы (па-баммм) Mitsubishi.
В воспоминаниях Хорикоши тактично обходится алгоритм выбора двигателя, зато Конструктор не преминул "пнуть" двигатель от Nakajima за ненадежность (сущая правда, но с массой оговорок) и наградить определением "химера" единственный вменяемый и, что характерно, вполне массовый флотский истребитель второй половины войны N1K1-J.
Так же ни слова, было ли понимание, что Зеро не “апгрейдился» в тех условиях от слова "совсем".
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги (с)
Большой тяжелый двигатель – большой тяжелый самолет. Вернее, не большой, а ОГРОМНЫЙ.
Вот A7M2 в сравнении с Зеро A6M3 модель 22:
Вот он же в сравнении с самым большим одноместным американцем – P-38J Lightning:
И все бы ничего, но обещанного двигателя Mitsubishi Ha-43 все не было и в первый полет прототип A7M1 отправился с Накаджимовским двигателем, очевидно (судя по воспоминаниям, и для Хорикоши) явно слабым для такой бандуры. В результате за почти четыре года упорного труда, с перерывами, правда, получили машину не далеко ушедшую от серийного A6M5 Zero.
Обещанный двигатель на Reppu все-таки появился – первый полет в октябре 1944 года, и даже была заложена серия, и даже американцы дали кодовое имя истребителю - Sam, но известный принцип – лучше поздно, чем никогда в данном случае не работал. Из девяти построенных машин (по другим данным, семи) войну пережило только два прототипа. Остальные стали жертвами аварий и бомбардировок.
Вот примерно таким образом, совместными усилиями заказчика, конструктора и фирмы-производителя удалось угробить программу перспективного истребителя.
Моделистам, предпочитающим 72-ой масштаб, несказанно свезло. Фирма Fine Molds выпускает обе модификации в прекрасном качестве.
Как чистый прототип A7M1 с Homare:
Так и «серийный» A7M2:
Любители садо-мазо еще могут найти ЛНД из лихих 90-х от MPM:
Ну а для «собирателей коробок» существует древняя Aoshima, очень издалека напоминающая прототип:
Благодарю за внимание.