Найти тему
15,9K подписчиков

Третья глава книги Бытие. Игра слов

2,3K прочитали
Какие ассоциации вызывает третья глава книги Бытие? Первое, что приходит на ум, сад и дерево познания добра и зла.  Отрывок Быт 3:1-10 - это трагичная история обмана и последствий сделанного выбора.

Какие ассоциации вызывает третья глава книги Бытие? Первое, что приходит на ум, сад и дерево познания добра и зла. Отрывок Быт 3:1-10 - это трагичная история обмана и последствий сделанного выбора. Ну а теперь по порядку.

Змей, о котором говорится в начале главы, не самостоятельный персонаж, как хотелось бы критикам и сторонникам идеи дуализма и персонифицированного зла, тьмы и смерти, нет. Змей "которого сотворил Господь Бог" является творением Божьим и целиком зависит от Его жизненного дуновения. Это характерно для библейской летописи в корне отличающийся от измышлений древних сказателей, да и вообще мифологии тех времен. Тиамат, Мардук, битвы богов и богинь, все это отсутствует на страницах первой книги и направляет наш взор к иным реалиям. Змей появляется извне, он не соперник Богу, не является автономной противоположностью существующей само по себе, напротив, фраза "которого сотворил Господь Бог" указывает что нет во Вселенной чего либо существующего отдельно от Бога и независимо от Него.

Закономерный вопрос, откуда тогда появляются такие идеи? Почему змей говорит и действует наперекор, остается открытым. Если пытаться найти причину, то можно оправдать появление лжи и греха, а так как причин нет, мир "хорош весьма" - следовательно явление иных взглядов и речей, выглядит по меньшей мере странно, а в объективном смысле -неоправданно. Тайна беззакония, лучше и не скажешь.

Интересно отметить, "змей был хитрее всех зверей полевых". Слово "`ärûm" (хитрый, проницательный, умный) не так часто появляется на страницах библейских книг, и в большей степени переводится как показано выше. Но есть пару-тройку стихов, в которых этим словом обозначается нагота и речь идет о наготе. Довольно примечательный случай. Приведу список текстов, где появляется это слово в различных значениях.

Быт. 3:1

1 Цар. 23:22

Иов. 24:7, 10

Иов. 26:6

Прит. 12:16, 23

Прит. 13:16

Прит. 14:8

Прит. 22:3

Прит. 27:12

Екк.. 5:14

Иса.. 20:2ff

Амос. 2:16

Мудрость змея обернулась наготой Адама и Евы.

Следующим знаменательным фактом является то, что змей берет за основание слова и предупреждения Бога и немного меняет их смысл.

"...подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт 3:1)

Появляется другой источник знаний, он выглядит правдоподобно, в какой то степени логично и безопасно. Идея обожествления вообще повергла Еву в состояние эйфории, она вдруг впервые ощутила "вожделение" - страстное желание обладать этим качеством, в обход всех тех мер предусмотренным Самим Богом. Кстати сказать, именно "вожделение" легло в основу идеи, что Змей переспал с Женщиной, соблазнил ее и сделал порочной. Странная мысль, но не имеющая под собой никакого основания. Речь идет о "знаниях", именно этим хотела бы обладать Ева, в попытке получить вожделенное обожествление. Давайте сравним два текста.

"И произрастил ГОСПОДЬ Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла". (Быт. 2:9)

"И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; (Быт. 3:6)

При общей составляющей и практически одинаковых словах, мы сталкиваемся с новым словом, желанием которое змей заронил в сердце Евы. Получение знаний и обретение божественных свойств и качеств в обход Самого Бога.

Ну и последнее. Бессмертие. Идея жизни после смерти присущая всей древней ближневосточной, а позже и древнегреческой философии своими корнями уходит в самую древность, в обещание Змея "нет, не умрете". Вот откуда берутся все измышления, проникшие даже в христианскую теологию и они популяризируются до сего дня.

Эта сцена заканчивается трагедией.

" И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. (Быт. 3:9-10)

Мудрость змея, выглядит привлекательно и броско, но под ней скрывается глубокая и откровенная "нагота" приведшая весь человеческий род к конфликту и вражде с Богом, противоречивым "знаниям", метаниям и отсутствием смысла. Человек до сих пор находится в этом состоянии и ничего не может с этим поделать.

Но конец близок.