Найти тему
Дмитрий Тараторин

Смерть вторая…

Она предстоит подавляющему большинству, однако оно (большинство) и о первой не помнит.

А между тем, Откровение Иоанна. Глава 20:
1И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
2Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
3и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
4И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
5Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение.
6Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
7Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
8И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
9И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
10а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
11И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.
12И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
13Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
14И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
15И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

Между тем, есть оптимистическое учение - апокатастасис, называется. Восходит к Оригену, осужденному как еретик. Но конкретно учение осуждено не было. И сегодня, например, его сторонником является профессор Осипов. Он, например, считает, что Бог-Любовь не может потерпеть вечных адских мук и что рано или поздно все помилованы будут. Эта мысль противоречит большей части евангельских речений на эту тему.

Однако Апостол Павел говорит в Послании к Коринфянам:
«20. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
21. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых.
22. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
23. каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
24. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
25. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
26. Последний же враг истребится — смерть,
27. потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.
28. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем».
Как же, говорят оптимисты, если Бог «все во всем», то где же место для вечных мучений? Логично? Вот, только логика – это человеческое, слишком человеческое…
Может ведь, быть и совсем не оптимистический ответ. Смерть вторая – не есть альтернативная вечность мук, а есть полная аннигиляция чуждых Богу. После чего Он и пребудет вечно «все во всем».
Подобный вариант тоже не согласуется с принципом Любви? А разве с ним, по-человечески понятым, согласуются в принципе любые адские муки? Это такой воспитательный фактор выходит?
Да, как отвечает на критику Осипов – это все тайна, последняя тайна. И нет у Церкви и быть не может об этом окончательного приговора.
Однако, духовному трезвению больше способствует мысль о максимальном риске, а не логически обоснованном всепрощении.
Мир погибнет. Это мы знаем наверняка. И того, кто был «от мира», кто его и только его любил, кто его избрал свободной волей своей, что с тем вполне логично произойдет?