Найти в Дзене
__your__way__

Австрия. Вспоминая Вену.

«Вена: город, который хватает тебя за плечо и разворачивает на сто восемьдесят градусов, чтобы ты посмотрел назад, в прошлое». Юли Цее. «Орлы и ангелы».

Великолепная, изящная, музыкальная, элегантная — только самых хвалебных эпитетов удостоена Вена (Wien). Город хороших манер, дворцов, балов, вальсов, имперского размаха.

Австрийская столица сохраняет все атрибуты принадлежности к высшему свету, следует раз и навсегда установленным правилам приличий.

-2

Не входит в ТОП моих любимых европейских городов — слишком помпезна и чопорна.

-3

Впрочем, однажды (чуть более года назад) получилось спонтанное супер путешествие…

Сейчас невозможно представить: просто так махнуть в Вену на выставку Дюрера.

21 — 26 ноября 2019 года. Шесть (не скажу - счастливых) насыщенных впечатлениями дней.

Вернувшись сделала коллаж, небывалый подвиг для человека, не владеющего графическими редакторами.

-4

Приятности начались прямо с порога. Все же я мастер по выбору отелей, интуиция не подводит.

«K+K Hotel Maria Theresia» — воплощение лучших венских традиций.

https://www.kkhotels.com/products/kk-hotel-maria-theresia-vienna/
https://www.kkhotels.com/products/kk-hotel-maria-theresia-vienna/

Имя эрцгерцогини, королевы Венгрии и Богемии заставило втянуть живот исключило расхлябанность. Ну и Музейный квартал в двух шагах очень кстати.

-6

Выставка Альбрехта Дюрера (Albrecht Dürer; 21.05.1471 Нюрнберг — 06.04.1528, Нюрнберг) открылась в Альбертине 20 сентября 2019 года, впервые за 16 лет.

Музей располагает коллекцией из 140 работ великого мастера Ренессанса.

Автопортрет.  1484. Бумага, серебряный карандаш, 27,5х19,6 cм. Albertina, Вена
Автопортрет. 1484. Бумага, серебряный карандаш, 27,5х19,6 cм. Albertina, Вена

Вынули из хранилища знаменитого «Зайца». Не все знают, что в постоянной экспозиции музея выставлена копия. Подлинный «Заяц» является публике крайне редко, как и другие работы Дюрера, требующие особых условий хранения, выполненные пастелью и акварелью.

Заяц-русак.  1502. Бумага, акварель, гуашь, белила, 25 x 22,5 cм. Albertina, Вена
Заяц-русак. 1502. Бумага, акварель, гуашь, белила, 25 x 22,5 cм. Albertina, Вена

Увидеть шедевры Альбрехта Дюрера большое удовольствие, даже для таких дилетантов от живописи, как я.

Осенняя Вена всегда центр европейской культурной жизни.

В Музее Леопольда (Leopold Museum) экспонировался Рихард Герстль, в Кунстфоруме (Kunstforum Wien) — Пьер Боннар. То и другое прогуляла.

-9

«Великого провокатора» Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio; 29.09.1571, Милан — 18.07.1610 Порто - Эрколе) и основоположника скульптурного барокко Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini; 07.12 1598, Неаполь— 28.11.1680) пропустить было невозможно.

-10

По задумке организаторов выставки в прославленном Музее истории искусств (Kunsthistorisches Museum) два главных представителя раннего барокко как будто вели диалог: о любви, творчестве, страстях человеческих.

В живописи одного и скульптуре другого накал страстей и драма, несмотря на разную творческую судьбу: Бернини — признанный гений, любимец Римских пап; Караваджо — долго, тяжело шедший к успеху.

Бернини. Модель «Экстаз святой Терезы Авильской» .1647 год. Эрмитаж
Бернини. Модель «Экстаз святой Терезы Авильской» .1647 год. Эрмитаж

70 лучших произведений, почти 5 часов, проведенных в музее.

По поводу балета Эдварда Клюга «Пер Гюнт» на музыку Грига у меня не было иллюзий.

-12

Достаточно знать сюжет пьесы Генрика Ибсена (1867 год), которая в Норвегии и Дании была встречена в штыки.

Зато, благодаря Эдварду Григу, мы знаем мелодию «В пещере Горного короля».

Герои в повседневной одежде, без пуант; фантастические костюмы троллей и прочей нечисти. Завораживающий язык тел, гениальная современная хореография Эдварда Клюга.

https://www.vmff.ru/
https://www.vmff.ru/

Поскольку я люблю современное искусство в любых проявлениях — балет не разочаровал. Но любителям классики лучше выбрать в репертуаре что-то более нейтральное.

И Венская Опера (Wiener Staatsoper) — Ах! Конечно, один из красивейших театров мира.

-14

Два вечера скоротала в Филармонии (Musikverein).

Может быть, когда-нибудь приеду слушать новогодний концерт Венского Филармонического Оркестра в Золотом зале… Предновогодние мечты...

-15

Безусловно, с городом меня примеряют кофейни. Правильно высказался Бертольд Брехт: «Вена – это город, который был построен вокруг кофеен». Мы с великим драматургом явно на одной волне.

-16

Кофе здесь не просто пьют, а наслаждаются. Это часть австрийской культуры, подчиненная определенным правилам:

- варят только из зерна высшего качества;

- если попросить «eine Tasse Bohnenkaffee» («чашку натурального кофе»), бариста может подумать, что его заподозрили в использовании некачественного сырья;

https://www.sacher.com/de/restaurants/sacher-eck-wien/
https://www.sacher.com/de/restaurants/sacher-eck-wien/

- не нужно просить «ein Кannchen Kaffee», дословно переводится, как «горшок кофе» - в кружках не подают;

- маленькая чашка — «Kleinen», большая — «Grossen»;

- в кофейне можно провести сколько угодно времени, никто слова не скажет;

- к эспрессо и мокко сливки подают отдельно; чтобы они оказались в чашке (в виде аппетитной шапки) — «Kaffee mit Schlagobers» или «mit Schlag»;

https://www.sacher.com/de/restaurants/sacher-eck-wien/
https://www.sacher.com/de/restaurants/sacher-eck-wien/

- в слове «Kaffee» ударение ставим на 2-ом слоге.

С пивом ситуация проще. Интернациональный напиток не требует особого этикета.

-19

Сейчас, мой венский вояж, предпоследняя поездка за границу перед карантином кажется каким-то сюрром из другой жизни.

-20

P.S. Вчера беседовала с подругой, проживающей в Вене много лет:

- Мы в феврале привьемся! Собирайтесь в гости на 8 марта!

Так и хотелось ответить:

- Твои слова да богу в уши