Найти тему
Мир в его многообразии

Проект "Лемех": как хотели прорыть новый Панамский канал с помощью атомных бомб

Оглавление

С успешным развитием технологий по созданию атомных вооружений возник вопрос о мирном использовании их потенциала для решения ряда хозяйственных проблем. Предполагалось, что энергию ядерного взрыва можно использовать для тушения мощных пожаров на нефтяных скважинах или даже для снижения разрушительной силы тропических ураганов или торнадо. Изначально же, упор был сделан на реализацию инфраструктурных проектов. Но, обо всём по порядку.

Проект дамбы в каньоне реки Бруно в Неваде 1967 года, созданной посредством ядерного взрыва. Из "Отчёта Министерства энергетики США", Том 2, 2011
Проект дамбы в каньоне реки Бруно в Неваде 1967 года, созданной посредством ядерного взрыва. Из "Отчёта Министерства энергетики США", Том 2, 2011

Каналы на скорую руку

Предполагается, что старт ядерным инженерным проектам дала национализация Египтом Суэцкого канала в 1956 году. Последующий конфликт Египта с Израилем, Великобританией и Францией сделал всемирно важный канал недействующим. Вот тогда в учёных умах США и родилась потрясающая идея использовать накопившиеся ядерные заряды в целях быстрого создания нового глубоководного канала. Так, в 1957 году родился проект "Plowshare" ("Лемех") который на самом деле дословно переводится "Орало", так как инициаторы проекта точно указали на действительную цель проекта ссылкой на библейский стих 2:4 книги пророка Исаии: "И перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы...". При этом лемех является частью орала, а не отдельным инструментом.

Проект нового Панамского канала на основе ядерных взрывов. Из брошюры "Plowshare", 1968
Проект нового Панамского канала на основе ядерных взрывов. Из брошюры "Plowshare", 1968
В рамках проекта предлагалось создать второй Панамский канал в целях разгрузки действующего и при этом в целях упрощения эксплуатации сделать его таким, каким он изначально и задумывался, то есть с дном ниже уровня моря, без систем шлюзов и водохранилищ. Для этого необходимо было взорвать вдоль трассы нового проектируемого канала 250 ядерных устройств мощностью от 1 до 11 мегатонн. Оставалось только согласовать маршрут прохождения нового канала. Помимо всего прочего, авторами проекта предлагалось создать подобным образом канал из Средиземного в Мёртвое море с целью сооружения мощной гидроэлектростанции, а также для создания внутриконтинентального моря в Центральной Африке.
Пять вариантов маршрута "Атомного Панамского канала": через Мексику, Никарагуа, Колумбию и Панаму (два варианта маршрута). Из брошюры "Plowshare", 1968
Пять вариантов маршрута "Атомного Панамского канала": через Мексику, Никарагуа, Колумбию и Панаму (два варианта маршрута). Из брошюры "Plowshare", 1968

Искусственный залив

Не менее впечатляюще смотрелся проект создания посредством серии ядерных взрывов глубоководной гавани для большегрузных судов. В 1958 году рамках проекта "Chariot" ("Колесница") являющегося боковым ответвлением "Лемеха" предлагалось на Аляске, возле мыса Томпсон, расположенного сравнительно недалеко от поселения Поинт-Хоп, посредством 5 ядерных взрывов, всего за несколько секунд, создать гавань длиной около 550 метров и шириной 250 метров, а минимальная глубина должна была составить 10 метров. Сооружение подобной гавани диктовалась близким расположением к мысу Томпсон залежей угля и месторождений нефти. Правительство штата оценило экономические выгоды от реализации проекта, а вот инупиаты - представители коренного населения Аляски, благих намерений правительства не оценили и после продолжительных манифестаций добились того, что в 1962 году проект закрыли, правда потом предложили его реализацию Австралии, однако и там отметили высокие экологические риски "Колесницы".

Схематическое изображение гавани созданной в результате серии ядерных взрывов возле мыса Томпсон на Аляске. Из "Отчёта Министерства энергетики США", Том 2, 2011
Схематическое изображение гавани созданной в результате серии ядерных взрывов возле мыса Томпсон на Аляске. Из "Отчёта Министерства энергетики США", Том 2, 2011

В помощь железнодорожникам

Строительство железной дороги между городами расположенными по обе стороны Бристольских гор в Калифорнии привело инженеров Управления железных дорог к необходимости сооружения дорогостоящего и сложного тоннеля или прохода в толще горных пород. Это бы заняло много времени, а главное - денежных средств. Был вариант сделать обход, но тогда это привело к снижению скорости движения и росту тарифов на перевозки. Вот тогда у инженеров родилась идея обратится за помощью в Комиссию по атомной энергии США (куратора проекта "Лемех") с целью использования серии ядерных взрывов для создания горного прохода.

Из Комиссии ответ пришёл быстро, а вместе с ним, в рамках проекта "Лемех" появился новый проект "Carryall" суть которого заключалась в использовании 23 атомных бомб суммарной мощностью 1830 килотонн, которые должны были быть установлены в скальной породе на глубине от 100 до 240 метров. Подобные манипуляции с ядерными зарядами привели бы к образованию транспортного прохода протяжённостью около 3500 метров и шириной до 400 метров. А дальше, можно всё приводить в порядок с дальнейшим строительством полотна железной дороги.
Так в представлении художника смотрелся бы горный проход для железной и автомобильной дорог созданный посредством ядерного взрыва. Концепт Lawrence Livermore National Laboratory
Так в представлении художника смотрелся бы горный проход для железной и автомобильной дорог созданный посредством ядерного взрыва. Концепт Lawrence Livermore National Laboratory

Строительной компанией были подсчитан приятный финансовый эффект реализации подобного проекта, дорога таким образом выходила почти в два раза дешевле, благо финансирование атомных работ оставалось на плечах Комиссии, однако результаты исследований возможного радиоактивного заражения зоны строительства привело в 1965 году к свёртыванию работ, а проход пришлось строить старым, испытанным способом.

Фоновое последствие благих намерений

Однако, на первый взгляд, не всё так было и плохо и некоторые эксперименты всё-таки частично были реализованы. Так, одн из наиболее ранних и масштабных являлся проект "Седан" по созданию котлованов для водохранилищ. Задумка здесь более чем простая, просто заложить под землёй атомную бомбу и активировать её. В результате взрыва образуется кратер-котлован который готов для хранения воды для нужд хозяйства. В рамках проекта "Седан" на атомном полигоне в штате Невада, в июле 1962 года был осуществлен подземный ядерный взрыв бомбы мощностью 100 килотонн. В результате взрыва образовался кратер глубиной 100 метров и диаметром 400 метров. Образованный кратер явился прекрасным доказательством возможности мирного строительства посредством ядерных взрывов, где буквально за секунду получили готовый объект. Жаль только, что посещать молниеносно отстроенный объект стало возможны лишь спустя 7 месяцев после взрыва из-за чудовищной радиации.

Кратер созданный в рамках проекта "Седан". Фото из книги "Engineering with Nuclear Explosives", 1964
Кратер созданный в рамках проекта "Седан". Фото из книги "Engineering with Nuclear Explosives", 1964
Главным идеологом и руководителем проекта "Лемех" явился известный физик Эдвард Теллер, сменивший на посту главного физика страны Роберта Оппенгеймера. Эдвард Теллер всячески стремился обеспечить лидерство США в обладании ядерными вооружениями, его одержимость атомными взрывами приводила к появлению неиссякаемого потока идей по созданию водохранилищ, плотин, растапливанию полярных льдов не только на Земле, но и на Марсе. Под его руководством, в рамках проекта, было произведено 27 мирных ядерных взрыва, которые показали верность и возможность реализации грандиозных строительных замыслов, однако напрочь не учитывающих серьёзные последствия радиоактивного заражения, поэтому неудивительно, что проект "Лемех" в 1973 году был закрыт.
Внутри полости образованной вследствие подземного ядерного взрыва проекта "Gnome" 1958 года - первого этапа проекта "Лемех". Источник фото: https://www.reddit.com
Внутри полости образованной вследствие подземного ядерного взрыва проекта "Gnome" 1958 года - первого этапа проекта "Лемех". Источник фото: https://www.reddit.com

Примечательно, но в Советском Союзе также проводился проект аналогичный "Лемеху" известный как "Программа №7", при этом он был менее амбициозным и более практичным. В частности, посредством ядерных взрывов производилось сейсмическое зондирование, создание подземных полостей для хранения природного газа, а также для интенсификации добычи нефти и газа. В целом, если ранее подобные проекты казались практичными, то с течением времени выяснилось, что остающийся радиоактивный фон перечёркивает их положительный эффект.

В продолжение "атомной" темы, читайте:

________________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!