Найти тему

Требования ФГОС к умениям смыслового чтения.

ФГОС относит "овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами" к обязательным метапредметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы.
Из открытых источников.
Из открытых источников.

Дети, приходящие из начальной школы в среднее звено уже обладают определенными умениями смыслового чтения.

И хочется задать следующие вопросы родителям:

1. Выбирать и менять вид чтения в зависимости от текста и от цели чтения.

2. Применять приемы каждого вида чтения (ознакомительного, просмотрового, изучающего).

3. Извлекать информацию из прочитанного текста.

4. Извлекать информацию из прослушанного текста.

5. Прогнозировать будущее чтение.

6. Вычитывать фактуальную информацию.

7. Вычитывать подтекст.

8. Формулировать главную мысль (основные смыслы, концептуальную информацию).

9. Составлять план текста.

Под смысловым чтением понимается "осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка...".

Вы видите, что я выделила цветом ключевые слова. И этот прием выделения ключевых слов текстом очень действенный прием изучающего чтения.

Сегодня мы будем говорить о научных текстах, их интерпретации учениками.

Универсальные умения смыслового чтения определены в соответствии с 4 - мя этапами смыслового восприятия любого текста.

1 этап - смысловое прогнозирование (антиципация).

2 этап - "вербальное считывание", то есть извлечение фактуальной информации (в традиционной школе ему отводилось ведущая роль).

3 этап (аналитический) - определение смысловых связей, "вычитывание автора" (результативность зависит от личного и читательского опыта ребенка, особенностей мышления и памяти, умения выделять ключевые слова, вести диалог с автором - то есть вычитывать подтекст - и от педагогических условий, в которых идет осмысление текста).

4 этап (синтетический) - показывает, какую информацию извлек из текста ребенок, провел ли он диалог с автором через текст, насколько адекватно его восприятие, как он формулирует свои мысли и оценки, то есть переводит авторский код на личностный.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Универсальные умения смыслового чтения, которые являются объектом контроля по итогам обучения в начальной школе и на входе в 5-й класс (метапредметный образовательный результат).

1. Умение извлекать фактуальную информацию, то есть заданную в явном виде. Проверяем, насколько ученик понимает, о чем идет речь в тексте.

2. Умение извлекать подтекстовую информацию, то есть заданную в неявном виде, и формулировать на ее основе простые выводы.Проверяем, насколько ученик понимает, что говорится в тексте.

3. Умение извлекать концептуальную информацию - интерпретировать и обобщать всю текстовую информацию. Проверяем, насколько ученик умеет понять общий смысл текста. его основную мысль, подойти к пониманию авторского замысла.

4. Умение ориентироваться в тексте. Проверяем, насколько ученик понимает язык текста, его общую структуру и последовательность частей.

Е.В.Бунеева, доктор педагогических наук, автор учебников.