Найти тему
Библио-лаборатория

"Да не опустится тьма" Лайона Спрэга де Кампа - "золотой стандарт" попаданчества.

Л. Спрэг де Камп - писатель очень плодовитый, оставивший после себя внушительное литературное наследие. Классик фэнтези и фантастики. А начинал он серьезную литературную карьеру романом "Да не опустится тьма", опубликованном в 1939 году.

Повторю для тех, кто не сразу понял — в 1939 году. Восемьдесят с лишним лет назад.

И если очень часто склоняемый роман Марка Твена «Янки при дворе короля Артура» все-таки скорее сатирическое произведения, то книга де Кампа — это настоящий, стопроцентный образец того, что у современных графоманов и потребителей их писанины называется «историческим попаданчеством».

Сюжет можно было бы назвать стандартным, если бы он что-то повторял. Но поскольку это практически первое произведение жанра, то можно смело пожонглировать словами и написать так: это не стандартный сюжет, а стандарт сюжета. Тот, кто не понял, что я только что написал, может дальше не читать, а вернуться к своей любимой книжке, где герой строит из коробка спичек, наручных часов и АК-47 суперимперию Рюриковичей, захватывающую в 16 веке весь мир, включая Антарктиду.

Американский ученый-археолог Мартин Пэдуэй путешествует по Италии времен Муссолини и внезапно оказывается в Риме 535 года, прямо перед вторжением византийских войск, окончательного падения Рима и начала «темных веков». По понятным причинам, ему очень хочется как-то избежать этой малопривлекательной перспективы, к чему он и начинает прилагать серьезные «прогрессорские» усилия.

При этом Камп не пытается, как каждый второй современный графоман, вложить в своего героя какие-то великие политико-философские задачи, наподобие построения великой державы предков или исправления кажущихся исторических несправедливостей. Пэдуэй всего лишь хочет выжить, и худо-бедно улучшить свои условия жизни. То, что для окружающих его усилия тоже принесут пользу — всего лишь случайный побочный бонус. Господи, как приятно видеть в книге не очередного спецназовца, владеющего всеми возможными приемами родноверского генетического супербоя, а просто обычного человека, который в первую очередь думает головой, а не бицепсами.

-2

Роман написан легко, читается на одном дыхании, и некоторую поверхностность персонажей и наигранность сюжетных ходов можно считать скорее преимуществом по сравнению с одержимыми Великой Имперской Идеей студентами третьего курса, которые с ноги открывают дверь в кабинет к Сталину и учат Ивана Грозного пользоваться ноутбуком.

Отдельно выскажусь о терминологии. Часто роман называют классикой «альтернативной истории», и совершенно неправильно. Собственно, сам термин «альтернативная история» в 80% случаев используется совершенно неправильно, применительно к «попаданческой» литературе. Лично я считаю, что настоящая «альтернативная история» - это произведение, в котором описывается вариант развития истории, не реализовавшийся в нашей реальности, но вполне вероятный без привлечения фантастических агентов, вроде инопланетян, людей из будущего, богов и прочей чепухи. Например, как в одном из рассказов Пирса Энтони — мир, где викинги сумели закрепиться на берегах Северной Америки, и в итоге заселили весь континент, образовав великую «скандинавскую» державу.

замок Везенберг
замок Везенберг

Или сюжет, который недавно пришел в голову мне — в Раковорском побоище 1268 года безоговорочно победили объединенные силы северо-западных русских княжеств, захвачен замок Везенберг (Раковор) , а через год и Ревель (Колывань) и северная Эстония, после чего Новгород получив прямой выход к Балтийскому морю, начинает стремительно богатеть и усиливаться, и в итоге уверенно одерживает верх в политическом «перетягивании каната» со своим бывшим сюзереном Великим Княжеством Владимирским и в итоге становится столицей будущей империи, а Москва так и не появляется на карте. Понятно, что в этом сюжете все — сплошь допущения, но не фантастические, а исторические.

Но вернемся к Спрэгу де Кампу. Его роман — подлинная классика современной фантастики, и хорошее напоминание о главном правиле писателя — писать надо так, чтобы было интересно читать не только потому, что в книге встречаются знакомые исторические имена, а потому, что написано легко и интересно!

Понравилась статья? Поддержите канал — лайком, комментарием, подпиской!