Если ты уверен, что английский – это «не твоё» и у тебя «нет способности к языкам» - то, скорее, всего, так оно и есть.
Совсем недавно я попытался бы тебя переубедить. Сказал бы, что это ерунда и стереотипы. Ты же как-то заговорил по-русски, а значит, и английский способен выучить. Звучит логично, но есть, как в известном анекдоте, один нюанс.
Талант к языку, действительно, существует. И начинается всё с русского. Я понял это, когда перечитал свои переписки разных времён. Мои сообщения всегда были красочнее и грамотнее, чем у большинства моих собеседников. И тогда я понял, почему у меня никогда не было проблем с языками.
Есть два типа людей – одни говорят и пишут, как умственно отсталые. Не проронят лишнего слова, отвечают всегда односложно и имеют словарный запас пятилетнего ребёнка. Другие, напротив, самую тривиальную историю расскажут так, что невольно заслушаешься – в красках и с подробностями. Как думаешь, кому из них легче будет заговорить на английском?
Чтобы понять, к какому типу относишься ты, ответь на несколько вопросов:
1. Насколько красочно и образно ты всё описываешь?
Возьми обычную ручку. Опиши её так интересно, как только можешь. Если даже на родном языке тебе приходит в голову только «это ручка», то и с английским тебе придётся нелегко.
Привыкай рассказывать о предметах вокруг себя многоэтажно. О той же ручке можно целую книгу написать:
У меня в руках ручка с синими чернилами. Я пишу ей короткие заметкии иногда рисую что-то на полях тетради. Не помню, когда я купил её, но она уже очень старая и вся в царапинах. Я несколько раз менял в ней стержень, и давно изгрыз колпачок. Иногда я от скуки стучу ей по столу, как барабанной палочкой. Когда эта ручка перестанет писать, я, пожалуй, куплю новую – перьевую с золотым наконечником, потому что мне такие нравятся. Ими и пишешь по-другому – с удовольствием.
Жирным я выделил слова, которые связаны по смыслу с ручкой. Любой язык работает так, что одно слово цепляется за другое и тащит за собой целый ворох ассоциаций. Чем больше деталей ты стараешься добавить, тем богаче становится твоя речь. Чтобы заговорить на английском было легко, тебе должно быть, что сказать.
2. Сколькими способами ты расскажешь об одном и том же событии?
У меня есть друг, который вчера купил машину. Сейчас я скажу об этом десять раз:
1. Мой друг вчера купил машину.
2. Один мой приятель вчера взял тачку.
3. Шевроле Камаро. У моего друга такая. Только вчера купил.
4. Ромка сегодня звонил. Говорит, Камаро прикупил новёхонький.
5. У Ромки тачка новая. Камаро, прикинь!
6. Угадайте, кто машину вчера купил? Ромка.
7. У меня друг на новеньком Камаро ездит. Вчера только купил.
8. Ромка, кстати, новый аппарат себе нахватил.
9. Слышали про Ромку? У него событие – машину новую вчера взял.
10. У товарища моего машина новая появилась. На Камаро теперь ездит.
Об одном и том же событии можно сказать множеством способов – sky is the limit. Учись рассказывать обо всём разными способами, и со временем у тебя наработается навык думать «вокруг» событий, а также легко и много говорить. Чем лучше подвешен твой язык, тем проще «подвесить» к нему и английский.
3. Как ты общаешься?
Выскажусь не только про язык, но и про культуру общения в целом. Есть у меня один знакомый: неплохой с виду чувак, но начнёшь с ним разговаривать – дебил дебилом. Спросишь его о чём угодно – выдавит из себя одно-два слова.
«Как дела? – Нормально.»
«Смотрел вчера игру? – Да.»
«Знаешь, куда в отпуск поедешь? – Нет.»
Пока он выдаёт эту бесценную информацию, слышно, как у него в голове друг о друга трутся шестерёнки. Я всерьёз хотел ему подарить пирамидку для развития или такой детский набор, где нужно разные фигурки раскладывать в соответствующие по форме отверстия.
Или индивиды, которые что-то продают. Это может быть собственник квартиры, магазин или (!) языковая школа. Разговор с ними превращается в интервью, где ты спрашиваешь, а они снисходительно отвечают на твои вопросы:
Я: *Звоню в языковую школу*
Оно: Алло.
Я (мысленно): Что «алло», мр@зь? Как насчёт представиться, чтобы я не выспрашивал у тебя то, о чём ты с первых секунд должна говорить?
(вслух): Здравствуйте. Это языковая школа «I suck?»
Оно: Да.
- И тишина. Я не стал продолжать разговор.
Наша общая проблема как нации – мы не уважаем собеседника. Односложные ответы звучат грубо на любом языке. После них возникает неудобная тишина. Посмотри любой сериал и отметь, как американцы или англичане отвечают на вопросы друг друга. Это чаще всего да / нет + ещё какая-то информация:
- Смотрел вчера игру?
- Да, конечно. Что-то «Knicks» вчера не очень себя показали.
Отвечающего не спрашивали мнение об игре, но он им поделился, как бы передав мяч на сторону спрашивающего – и теперь тот тоже может высказаться, и у них завяжется разговор. Так общаются цивилизованные люди, и такой навык нужен тебе, если ты хочешь быстрее и лучше заговорить на английском.
Заключение
Если ты ответил на мои вопросы и понял, что не богат языком , - ещё не время унывать, потому что всё можно исправить. То, что не дала природа, успешно достигается упражнением. Читай признанных современных авторов, обращай внимание на их язык, вытягивай полезные слова и обороты, пополняй словарный запас и заставляй себя говорить и писать больше и красивее – и вскоре твой языковой интеллект разрастётся и разбухнет, и пропадёт уверенность в том, что учить языки это не твоё.
Если же никаких проблем нет - то у тебя уже есть все шансы успешно начать и быстро освоить хоть английский, хоть любой другой другой иностранный язык.