Найти в Дзене

Основы становления "Образа Я" дошкольника. Вводная часть.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

"Образ Я" - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система переживаний индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми.

Три главных компонента в структуре "образ Я":

Когнитивный (знаниевый):

  • представление индивида о самом себе (внешность, способности, социальная значимость и др.);
  • понимание и получение представлений о себе, о других, об отношениях между собой и и другими.

Эмоционально - оценочный:

  • характер отношения к себе (самоуважение, самокритичность, себялюбие и др);
  • самооценка - оценка личностью самой себя и других своих возможностей, качеств и места среди других людей;
  • умение делать выбор в соответствии с общепринятыми нормами и ценностями.

Поведенческий (волевой):

  • умение устанавливать межличностные отношения с окружающими;
  • умение строить на практике отношения со сверстниками и взрослыми;
  • стремление быть понятым, завоевать симпатии, повысить свой статус, или наоборот, остаться незамеченным.

Самопознание - это процесс постижения личностью самой себя:

  • через самопознание человек осмысливает себя как личность, познает свое "Я", изучает свои психологические и физические способности. Ребенок раннего возраста как раз - таки оценивает свои физические качества. Это и умение двигаться в пространстве, умение манипулировать предметами,это умение подстраивать под себя среду (чтобы что-то достать, он выдвигает ящик);
  • самопознание является психическим процессом, который обеспечивает целостность, единство и развитие в личности;
  • зарождается этот процесс в младенчестве и реализовывается на протяжении всей жизнедеятельности.

Процесс самопознания формируется поэтапно по мере отображения внешнего мира и постепенного познания самого себя как уникальной персоны. Чтобы понять, кто я есть такой, что я умею, как я могу презентовать себя. В начале ребенок познает окружающий мир. Это мир и объектов и явлений.

Самопознание личности включает три уровня:

  • Биологический уровень - совершается познание себя как отдельного, автономного организма. Кризис трех лет показывает, как ребенок показывает все своим поведением, как он выделяет себя, как он становится автономным, и выделяет свое местоимение Я, а потом уже Я сам.
  • Социальный уровень - выражает способность к изучению, овладению умениями и освоению норм поведения в обществе.Это и есть всем известная социализация. Это способность принимать решения, согласовывать свое поведение, организовывать свою жизнь.
  • Личностный уровень - способность осуществлять выбор, принимать решения, согласовывать свое поведение, организовывать свою жизнь.

Также на формирование образа себя влияет детская субкультура.

Детская субкультура - это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно - исторической социальной ситуации развития.

Функции детской субкультуры:

  • Социализирующая - детская субкультура предоставляет ребенку особое психологическое пространство, благодаря которому о приобретает "социальную компетентность в группе равных".
  • Экспериментальная площадка - предоставляет ребенку возможность реализации собственных потребностей, опробование себя, определение границ своих возможностей, погружая его в иные логики, иные миры и пространства.
  • Зона вариативного развития - готовит ребенка к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях.
  • Психотерапевтическая функция - создает ребенку психологическую защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира (страшилки, дразнилки, секретики и тд.).
  • Культурно - охранительная - в недрах субкультуры сохраняются жанры, устные тексты, обряды и пр., утраченные современной цивилизацией.

Кто же такой дошкольник? "Образ Я" или "Я - концепция"?

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Мы считаем, что дошкольник - это все - таки "Образ Я" и только во взрослой жизни приобретается и происходит становление "Я - концепции".

В чем же разница?

"Образ Я".

С 3 до 7 лет у ребенка складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкретной ситуации, к конкретному общению. Нет, целостного, истинного понимания себя, связанного с понятием своей сущности.

Жизненный опыт только формируется, "Я - прошлое" осознается преимущественно через отдельные действия, эмоциональные состояния и события, которые ребенок испытал, осуществил.

Этот образ себя в прошлом выстроен благодаря взрослому: через знания о себе, оценок себя, отношения к себе.

Ребенок не обладает способностью прогнозировать свое будущее. Желания и интересы определяются потребностью подражать значимому взрослому, связывать желания с ярко переживаемыми эмоциональными событиями.

Ребенок не обладает способностью прогнозировать свое будущее. Желания и интересы определяются потребностью подражать значимому взрослому, связывать желания с ярко переживаемыми эмоциональными событиями.

"Я - концепция".

Определяет не просто то, что представляет собой индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Каким я вижу себя, каким, как мне кажется, меня видят другие, каким бы хотел себя видеть в будущем, каким я представляю себя в прошлом.

Понимание того, что каждый человек уникален, ибо каждый наделен различными физическими качествами и обладает особым прошлым опытом.

Е.В.Дубовкина, автор пособий для дошкольников.