Найти в Дзене
Учу сына говорить

Алалия. О диагностике

Поведенческие специалисты для определения уровня сформированности навыков проводят диагностику с помощью специальных тестов ABLLS-R или VB-MAPP.

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

ABLLS-R (The Assestment of Basic Lanuage and Leaning Skils-Revised) и VB-MAPP (The Verbal Behavior Milestones Assestmen and Placemtnt Program) - инструменты для оценки развития базовых навыков ребенка, включая такие как: развитие речи и ее понимания, моторных навыков, визуального восприятия, социального взаимодействия, начальных академических навыков и др.

По результатам тестирования разрабатывается индивидуальная программа обучения, повторное тестирование позволяет оценить прогресс обучения.

Оба теста представляют перечень базовых навыков, которые необходимы ребенку. Каждый навык представлен в нескольких уровнях сложности. и определены критерии оценки.

В результате тестирование получается:

  • список навыков, которые у ребенка не сформированы;
  • список навыков, которые сформированы;
  • список навыков, которые находятся в стадии формирования, с указанием, на каком уровне каждый навык.

Диагностика VB-MAPP состоит из пяти компонентов:

1. "Оценка вех развития"

Этот раздел позволяет оценить актуальный уровень развития речевых и связанных с речью навыков. Она содержит 170 измеримых критериев развития, которые разделены на 3 уровня в соответствии с динамикой развития данных навыков в онтогенезе.

2. "Оценка преград"

Этот раздел позволяет оценить уровень преград к обучению. Всего существует 24 вида преград, затрудняющих приобретение речевых навыков.

3. "Оценка переходов"

Этот раздел содержит 18 шкал оценки и может помочь узнать, наблюдается ли у ребенка прогресс в приобретении навыков, необходимых для обучения в менее структурированной среде. Также этот раздел содержит информацию о нежелательном поведении умении выполнять рутинные действия, о групповых навыках ребенка, социальных навыках.

4. "Анализ заданий и мониторинг приобретений навыков"

Этот раздел представляет собой подробный анализ заданий, включенных в VB-MAPP, а также служит наиболее полным и актуальным расписание приобретения речевых навыков и навыков, необходимых для дальнейшего обучения. Он состоит из 900 навыков, покрывающих 16 разделов VB-MAPP. Задания, представленные в этом разделе, содержат не только целевой навык сам по себе, но и широкий спектр опорных навыков, кажый их которых сам по себе может стать важной целью в процессе обучения ребенка.

5. "Рекомендации по построению индивидуальной программы обучения"

Раздел по построению индивидуальной программы предоставляет не только информацию о направлении развития для каждой из 170 вех развития, но и помогает выбрать конкретные цели.

VB-MAPP может быть полезным инструментов для оценки навыков любого человека, страдающего задержкой речи, вне зависимости от диагноза.

При отсутствии тестов VB-MAPP и ABLLS-R, диагностику можно провести самостоятельно.

Необходимо написать перечень навыков, которыми должен владеть ребенок к определенному возрасту, выделить критерии, по которым нужно оценить, что навык присутствует, и подобрать задания, при выполнении которых, вы сможете определить сформирован навык или нет.

Какие навыки можно выделить?

Например:

1. Сотрудничество и эффективность поощрений

2. Визуальное восприятие

3. Понимание обращенной речи

4. Моторная имитация

5. Вокальная имитация

6. Просьбы

7. Наименование

8. Интервербальная речь

9. Спонтанные вербальные реакции

10. Синтаксис и грамматика

11. Игра и досуг

12. Социальное взаимодействие

13. Групповые инструкции

14. Распорядок дня (занятия)

15. Обобщение реакций

16. Чтение

17. Математические навыки

18. Графические навыки, базовые графические навыки, раскрашивание, рисование, копирование линий, навыки письма от руки.

19. Правописание

20. Одевание

21. Прием пищи

22. Уход за внешностью

23. Использование туалета

24. Навыки крупной моторики (игра в мяч, ползание, бег, прыжки на одной ноге, раскачивание на качелях)

25. Навыки мелкой моторики.

Списки предметов для различения, навыки самообслуживания и навыки самостоятельности, я добавила в копилку материалов, которые на Яндекс-диск выкладываю. И добавила немного презентаций.