В 2018 году юрист Юлия Федотова защитила кандидатскую диссертацию по теме "Свобода совести и вероисповедания как объект уголовно-правовой охраны". В диссертации автор критикует закон 148 УК РФ "Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий", который известен как закон об "оскорблении чувств верующих".
Юлия Федотова пишет, что данный закон противоречит не только Конституции России, но и Международному пакту о гражданских и политических правах, который имеет обязательную силу для 172 государств, в том числе России.
Согласно пакту, законы стран-участниц должны охранять равенство прав граждан независимо от их отношения к религии. Это значит, что верующие не могут иметь привилегий над неверующими, и наоборот. Также законы не должны ограничивать право человека на свободу совести и религии. Это значит, что любой человек может действовать в соответствии со своими идеями, и неважно, религиозные это идеи или нерелигиозные. Также это значит, что человек вправе свободно выражать свои идеи публично.
Преступлениями, согласно Международному пакту, являются лишь призывы к насилию против какого-либо человека или группы лиц. Иные высказывания, которые не нравятся верующим или атеистам, или которые могут оскорбить их, не могут расцениваться как преступления. То есть такие понятия как "святотатство", "богохульство", "оскорбление чувств верующих" не могут быть преступлениями.
Отсюда вопрос. В нашем Уголовном Кодексе написано, что он основан на Конституции РФ, и общепризнанных принципах и нормах международного права. Тогда как так получилось, что в этом же Уголовном Кодексе есть статья 148, которая нарушает международное право и Конституцию РФ? Ведь 1 часть этой статьи расценивает оскорбление чувств верующих как преступление:
"Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, наказываются штрафом..." 1 ч. 148 ст. УК РФ.
Юлия Федорова отмечает, что статья 148 УК РФ не защищает свободу совести всех граждан России по следующим причинам. В 1 части статьи объектом охраны выступают только абстрактные "чувства верующих", в 3 части статьи охраняется деятельность религиозных организаций, а не групп, то есть не всех верующих, а лишь "узаконенной" части верующих.
1 часть 148 статьи УК РФ направлена не на защиту права исповедовать религию или не исповедовать никакой, а на защиту оценочной и абстрактной категории "религиозные чувства верующих", что недопустимо для законодательства.
В большинстве развитых стран, где существует норма по защите чувств верующих и недопустимости богохульства, данная норма является "мертвой" или не применяется. Норму рассматривают как пережиток или декриминализируют ее.
Таким образом, принятая в 2013 году статья 148 УК РФ противоречит Уголовному Кодексу, Конституции России, Международному пакту о гражданских и политических правах и законодательной тенденции правовых стран.
Теперь добавлю от себя. В последнее время часто слышу крики наших государственных пропагандистов и сторонников идеи, что в России якобы достигнут консенсус между верующими и атеистами. Эти речи я вижу в ответ на события во Франции.
Я считаю, что это абсолютная манипуляция. Никакого консенсуса наши власти не достигли. Единственное, что они сделали, так это дали право религиозным радикалам действовать безнаказанно, чему отличным примером является ситуация на Кавказе. Также они узаконили религиозный фашизм, когда одни группы имеют преимущество на почве определенных религиозных систем.