Найти тему
Денис Вакарюк

Правда из принципа или ложь во спасение?

Этот выбор значит многое для каждого бизнеса...
Этот выбор значит многое для каждого бизнеса...

Что выбирает бизнес? Говорить Клиенту правду с угрозой его потерять, или «искривлять факты», с надеждой, что Клиент не уйдет?

Тут все не так просто.

По моему опыту, бизнес часто предпочитает врать.

Пример из личной практики: дистрибьютор задолжал производителю и последний приостановил отгрузки. Как следствие – отгрузки дистрибьютора Клиентам встали на паузу. Возникла развилка имени темы поста: что говорить Клиенту? Правду или ложь?

Допустим, выбрана ложь: «У нас-то все хорошо! Но вот у/из-за/…» - и далее седые менеджеры придумывают для Клиентов яркие истории феерических форс-мажоров для перекладывания вины. У Клиентов съезжают сроки, встают проекты, объекты и волосы дыбом. Идет время, останавливается трудовой стаж сотрудников Покупателя, ответственных за этот заказ. Звонки, претензии, вопли/мат/проклятия. Что может быть в итоге? В лучшем случае, Поставщик оперативно восстановил платежный баланс и отгрузки возобновились. Но потерялось время и, главное, доверие Клиента. И пусть он даже дождался товара, но проклиная и божась, что к «этим больше ни рублем!». Причем, иногда неважно, поставщик быстро решил проблемы или это потребовало недель-месяцев, ведь ценность времени индивидуальна для каждого Клиента. Финал: Клиент ушел, отношения испорчены, дополнительный приз – отзывы в интернете с одной звездой, т.к. нет возможности поставить их ноль. И пахучий шлейф «сарафанного радио» …
А если еще B2B, где стоимость Клиента в среднем выше, чем в B2C, то совсем все безрадостно.

Вариант второй. Правдивый. Ситуация та же. Спокойный менеджер дистрибьютера, которому, по-булгаковски, «правду говорить легко и приятно», искренне извинившись говорит Клиенту: «У нас сейчас есть сложности с производителем, которые мы решим в течение…» и называется точный (заметьте!) и реальный (согласованный!) срок. Если срок Клиенту не подходит, дистрибьютор может предложить замены из ассортимента другого производителя, либо каким-то образом помочь найти требуемый товар. Если Клиента не устраивают такие варианты, приносим извинения и возвращаем деньги. И, по возможности, отправляем компенсацию: скидку персональную, купон, кофемашину и т.д.

Я понимаю, не все так просто. Вернули деньги – осталось меньше для погашения долгов. Потребовалось больше времени – потеряли больше заказов. Стало еще меньше денег и погашение долгов вновь отсрочилось. И далее – снежный ком. Финал – бизнес умер. Но тут вопрос: а нужен ли такой недиверсифицированный бизнес, который можно так быстро умертвить?

Когда моя Компания была в ситуации, когда из-за проблем нашего поставщика с производителем нам были приостановлены отгрузки. На месяц! Понимая, что по ряду заказов (их было около 150) будет срыв сроков, мы заранее (в том числе и я лично) звонили Клиентам и договаривались с ними о вариантах решения. Примерно треть заказов была потеряна, но две трети были реализованы. Полученный мной итог за 35-40 дней задержки поставок: ни одного отрицательного отзыва, сохранены хорошие отношения с Клиентами. Да, часть заказов потеряна. Но уважение Клиентов сохранено! И новые заказы от тех Клиентов были.

Мой выбор ясен. Но это была моя ситуация. Мои принципы и ценности моей Компании.

Часто все гораздо сложнее, и кто-то скажет: многое диктует ситуация. Я так не думаю. Все зависит от настоящих ценностей (не декларируемых, а реальных) и реальной клиентоориентированности Руководителя, ведь именно он выбирает вектор для всех остальных. Для седых и с нервным тиком, либо для заряженных и клиентоориентированных. И для бизнеса в целом. Решать ему…

Увы, по моему опыту, бизнес частенько предпочитает врать…

Безусловно, мы обязательно и не раз еще затронем эту сложную тему!

А пока вопрос:
Как Вы считаете, что безопаснее для бизнеса: врать Клиенту или говорить правду?