Кто чаще всего жалуется на рекламу — так это бдительные граждане и общественные организации ("санитары леса"), а также конкуренты. Какая же реклама находится в зоне риска и пристального внимания антимонопольной службы?
В этой статье я расскажу вам о самых частых нарушениях рекламного закона по версии ФАС за последние пять лет.
А видеоверсию Топа можно посмотреть на моем канале в YouTube — там есть картинки с примерами.
Официальные итоги Федеральная антимонопольная служба публикует на своем сайте, и, если свести эти данные воедино, то получится такая картина:
5. Реклама, вводящая в заблуждение
На пятом месте реклама, вводящая в заблуждение, то есть такая реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Кстати, именно так квалифицируется реклама, содержащая важные условия мелким, нечитаемым шрифтом и рекламные скороговорки на радио (см. Рекомендации по соблюдению требований рекламного законодательства в части использования не воспринимаемой информации в аудиорекламе № 349 от 19.12.2019).
И логика здесь простая — если информация является существенной, то она должна быть воспринята потребителем. А если он не сможет прочитать или расслышать ее — значит информация отсутствует.
Четкого критерия “существенности” информации в законе нет, но в качестве примера я могу назвать рекламу различных тарифов у операторов сотовой связи и интернет-провайдеров, а также различных финансовых услуг. Догадались почему?
Иногда этот вид нарушения путают с недостоверной рекламой, что неправильно, поскольку в недостоверной рекламе потребителю сообщаются неверные сведения, а в нашем случае часть информации или умалчивается или сформулирована таким образом, что у обычного потребителя, не обремененного суперслухом или суперзрением, складывается неправильное впечатление о предмете рекламы, что и вводит его в заблуждение.
4. Реклама лекарственных средств медицинских услуг и БАДов
Число нарушений в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг и БАДов сократилось по сравнению с прошлыми периодами, хотя в 2016 году эта позиция уверенно входила в ТОП-3.
Болеть мы меньше не перестали, а причина лидерства была связана с периодом пышных изменений в Закон о рекламе: сначала запрещалась реклама методов лечения и была неопределенность в понятиях методов профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации, в 2015 году ФАС издала разъяснение по этим вопросам, но в 2016 году Верховный суд частично его отменил, отбросив медиюристов на несколько шагов назад, что в свою очередь ударило и по карманам рекламодателей.
И лишь в 2017 году появилось новое Разъяснение "О рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации", в котором появились разграничение рекламы медицинских услуг от рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.
Требования к предупредительным надписям
Кстати, частенько поводом для административки является формальное несоблюдение требований закона о предупредительных надписях: для БАДов — это предупреждение о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, а для медицинской рекламы — предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Технически они схожи:
- на радио продолжительность предупреждения должна составлять не менее чем 3 секунды,
- в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, — не менее чем 5 секунд, одновременно занимая не менее чем 7 процентов площади кадра,
- в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем 10 процентов рекламной площади (пространства) для БАДов, и не менее 5 процентов для медицинских товаров и услуг.
3. Недостоверная реклама
Третье место в рейтинге занимает недостоверная реклама. И это неудивительно, поскольку целых 20 пунктов части третьей статьи пятой рекламного закона посвящено именно недостоверности рекламы.
Судебная практика сформировала позицию, согласно которой рекламная информация, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
2. Реклама финансовых услуг
Второе место в топе удерживает реклама финансовых услуг. В период, который охватывает наш рейтинг, в Закон о рекламе были включены специальные требования к содержанию рекламы займов:
если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, то такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом “О потребительском кредите (займе)”, для заемщика и влияющие на нее.
ФАС разъяснила, что относится к таким условиям:
- суммы кредита (займа);
- срок действия договора потребительского кредита;
- срок возврата займа (кредита) валюта займа (кредита);
- процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки — порядок ее определения.
Поэтому под нарушения сразу попала реклама микрозаймов с условиями где говорилось о всего одном проценте ... в день.
1. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи
В 2014 году аж 47% всех нарушений рекламного закона были связаны с этими навязчивыми, пикающими и вибрирующими сообщениями, полученными в самый неподходящий момент.
Чаще всего за это нарушение привлекаются операторы сотовой связи или непосредственно рекламораспространители, а в случае отсутствия договора на размещение рекламы, то и рекламодатели.
Доказать, что согласие конкретного абонента на получение рекламы получено должен рекламораспространитель. Поэтому уличенные в спаме компании частенько строят свою позицию на получении согласия с помощью своего сайта, изобретая все новые и новые оправдания себе.
Не гнушаются даже тем, что задним числом размещают пользовательское соглашение, в котором указывают, что каждый посетитель нашего сайта дает согласие на получение рекламы.
Друзья, ФАС знает, что такое архив интернета и заглянуть в прошлое вашего сайта комиссии не составит никакого труда, а обнаружив его истинное содержание на момент отправления смс или мейла — сделать соответствующий вывод.
И кстати, по мнению ФАС, согласие, полученное посредством заполнения каких-либо форм на сайтах, не позволяющих однозначно установить, кто именно дал согласие на получение рекламы, является ненадлежащим и нарушает требования закона, поскольку не позволяет подтвердить волеизъявление конкретного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.
Итоги контроля рекламы за период 2014 - 2019 г. г.
Всю официальную статистику, опубликованную ФАС России, можно посмотреть в PDF у меня на сайте.
А любой вопрос о рекламе можно задать в комментариях. Спрашивайте, помогу с удовольствем.
До встречи!