Найти тему
МедиаПраво.ком

Итоги контроля рекламы за 5 лет

Кто чаще всего жалуется на рекламу — так это бдительные граждане и общественные организации ("санитары леса"), а также конкуренты. Какая же реклама находится в зоне риска и пристального внимания антимонопольной службы?

В этой статье я расскажу вам о самых частых нарушениях рекламного закона по версии ФАС за последние пять лет.

А видеоверсию Топа можно посмотреть на моем канале в YouTube — там есть картинки с примерами.

Официальные итоги Федеральная антимонопольная служба публикует на своем сайте, и, если свести эти данные воедино, то получится такая картина:

Ссылки на полные отчеты ФАС я разместил в конце статьи
Ссылки на полные отчеты ФАС я разместил в конце статьи

5. Реклама, вводящая в заблуждение

На пятом месте реклама, вводящая в заблуждение, то есть такая реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Кстати, именно так квалифицируется реклама, содержащая важные условия мелким, нечитаемым шрифтом и рекламные скороговорки на радио (см. Рекомендации по соблюдению требований рекламного законодательства в части использования не воспринимаемой информации в аудиорекламе № 349 от 19.12.2019).

Как вот здесь можно что-то прочитать??? А это реальная реклама в газете.
Как вот здесь можно что-то прочитать??? А это реальная реклама в газете.

И логика здесь простая — если информация является существенной, то она должна быть воспринята потребителем. А если он не сможет прочитать или расслышать ее — значит информация отсутствует.

Четкого критерия “существенности” информации в законе нет, но в качестве примера я могу назвать рекламу различных тарифов у операторов сотовой связи и интернет-провайдеров, а также различных финансовых услуг. Догадались почему?

Иногда этот вид нарушения путают с недостоверной рекламой, что неправильно, поскольку в недостоверной рекламе потребителю сообщаются неверные сведения, а в нашем случае часть информации или умалчивается или сформулирована таким образом, что у обычного потребителя, не обремененного суперслухом или суперзрением, складывается неправильное впечатление о предмете рекламы, что и вводит его в заблуждение.

4. Реклама лекарственных средств медицинских услуг и БАДов

Число нарушений в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг и БАДов сократилось по сравнению с прошлыми периодами, хотя в 2016 году эта позиция уверенно входила в ТОП-3.

Болеть мы меньше не перестали, а причина лидерства была связана  с периодом пышных изменений в Закон о рекламе: сначала запрещалась реклама методов лечения и была неопределенность в понятиях методов  профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации, в 2015 году ФАС издала разъяснение по этим вопросам, но в 2016 году Верховный суд частично его отменил, отбросив медиюристов на несколько шагов назад, что в свою очередь ударило и по карманам рекламодателей.

И лишь в 2017 году появилось новое Разъяснение "О рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации", в котором появились разграничение рекламы медицинских услуг от рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

Рекомендации по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств читайте по этой ссылке.

Внимательно следите за площадью предупредительных надписей.
Внимательно следите за площадью предупредительных надписей.

Требования к предупредительным надписям

Секундомер и рулетка — маст хэв в рекламе :)
Секундомер и рулетка — маст хэв в рекламе :)

Кстати, частенько поводом для административки является формальное несоблюдение требований закона о предупредительных надписях:  для БАДов — это предупреждение о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, а для медицинской рекламы — предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Технически они схожи:

  • на радио продолжительность предупреждения  должна составлять не менее чем 3 секунды,
  • в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, — не менее чем 5 секунд, одновременно занимая не менее чем 7 процентов площади кадра,
  • в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем 10 процентов рекламной площади (пространства) для БАДов, и не менее 5 процентов для медицинских товаров и услуг.

3. Недостоверная реклама

Третье место в рейтинге занимает недостоверная реклама. И это неудивительно, поскольку целых 20 пунктов части третьей статьи пятой рекламного закона посвящено именно недостоверности рекламы.

Судебная практика сформировала позицию, согласно которой рекламная информация, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

2. Реклама финансовых услуг

Второе место в топе удерживает реклама финансовых услуг. В период, который охватывает наш рейтинг, в Закон о рекламе были включены специальные требования к содержанию рекламы займов:

если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, то такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом “О потребительском кредите (займе)”, для заемщика и влияющие на нее.

ФАС разъяснила, что относится к таким  условиям:

  • суммы кредита (займа);
  • срок действия договора потребительского кредита;
  • срок возврата займа (кредита) валюта займа (кредита);
  • процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки — порядок ее определения.
Реклама кредитов должна быть добросовестной
Реклама кредитов должна быть добросовестной

Поэтому под нарушения сразу попала реклама микрозаймов с условиями где говорилось о всего одном проценте ... в день.

1. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи

В 2014 году аж 47% всех нарушений рекламного закона были связаны с этими навязчивыми, пикающими и  вибрирующими сообщениями, полученными в самый неподходящий момент.

Чаще всего за это нарушение привлекаются операторы сотовой связи или непосредственно рекламораспространители, а в случае отсутствия договора на размещение рекламы, то и рекламодатели.

Доказать, что согласие конкретного абонента на получение рекламы получено должен рекламораспространитель. Поэтому уличенные в спаме компании частенько строят свою позицию на получении согласия с помощью своего сайта, изобретая все новые и новые оправдания себе.

Не гнушаются даже тем, что задним числом размещают пользовательское соглашение, в котором указывают, что каждый посетитель нашего сайта дает согласие на получение рекламы.

Друзья, ФАС знает, что такое архив интернета и заглянуть в прошлое вашего сайта комиссии не составит никакого труда, а  обнаружив его истинное содержание на момент отправления смс или мейла — сделать соответствующий вывод.

И кстати, по мнению ФАС, согласие, полученное посредством заполнения каких-либо   форм на сайтах, не позволяющих однозначно установить, кто именно дал согласие на получение   рекламы, является ненадлежащим и нарушает требования закона, поскольку не позволяет подтвердить волеизъявление конкретного абонента на   получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Итоги контроля рекламы за период 2014 - 2019 г. г.

Всю официальную статистику, опубликованную ФАС России, можно посмотреть в PDF у меня на сайте.

А любой вопрос о рекламе можно задать в комментариях. Спрашивайте, помогу с удовольствем.

До встречи!