Поговорим о новогодних и рождественских елках в СССР и о об устраиваемой Лениным елке для детей.
Ленинская "елочная" тема в живописи, графике и литературе появилась благодаря отрывку из воспоминаний Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича. Воспоминания были опубликованы в 1933-м год, а кусок, который известен под названием «На ёлке в школе» вошел в школьную советскую программу по литературе.
Но обо всем по порядку.
После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря". Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день - считать 15-м и т. д." Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.
Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. И некоторое время в стране праздновали новогодние елки.
В 1929 году произошла «окончательная» отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!". Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, - в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником "радостного и счастливого детства в нашей стране".
В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.
Воспоминания В.Д. Бонч-Бруевича рассказывают как раз о новогодней елке. Позже эта же тема была повторена в рассказе Александра Терентьевича Кононова об этой же ёлке.
Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич
На ёлке в школе
- Хотите, Владимир Дмитриевич, участвовать в детском празднике? - спросил меня Владимир Ильич.
- Хочу, - говорю.
- Ну так вот, доставайте где хотите пряников, конфет, хлеба, хлопушек, игрушек, и поедем завтра к вечеру в школу Надю навестить. Устроим детишкам праздник, а на расходы вот вам деньги.
Девятнадцатый год был трудным, голодным и холодным. Шла гражданская война, все, что могло, правительство отправляло на фронт. В городах продуктов было мало. Кое-как купили мы в складчину все, что нашли для детишек, и отправили в школу, чтобы детвора вместе с учительницами приготовила елку.
На следующий день, как и было условлено, Владимир Ильич приехал в школу. В этой школе, в Сокольниках, тогда отдыхала Надежда Константиновна. Владимира Ильича уже ждали, и, когда он вместе с Надеждой Константиновной и Марией Ильиничной сошел вниз, в комнату, где была устроена елка, детишки сразу окружили его.
- Во что мы будем играть? - спросила Владимира Ильича маленькая девочка. - Давайте скорее!.. Ну, во что же?
- Сейчас давайте водить хоровод вокруг елки, - предложил Владимир Ильич. - Петь будем, а потом в кошки-мышки...
- Согласны, согласны! - хлопая в ладоши, закричала девочка, и все другие хором за ней.
- Согласны? Ну так что же, за чем дело стало?.. Давай руку!.. Ну, живей, присоединяйтесь!
И мигом образовался большой круг детей и взрослых. Владимир Ильич пошел вокруг елки, и все за ним.
- Ну, запевай! Что ж ты?.. - обратился Владимир Ильич к той девочке, которая предложила играть, и та запела.
Все подхватили песню про елку и закружились вокруг нее. Владимир Ильич пел во весь голос. В это время елка вдруг вспыхнула разноцветными огнями. Это монтер школы устроил. Он раздобыл маленькие электрические лампочки и накануне, поздно вечером, когда все спали, провел искусно шнур и вплел лампочки в ветви
елки. Ликованию и радости детей не было конца.
Владимир Ильич от всей души веселился и пел вместе с ними.
Дети забрасывали его вопросами, и он каждому успевал ответить. Он и сам задавал им вопросы, загадывал загадки, и только приходилось удивляться, откуда это он все знает, все помнит. Дружный смех и шутки звучали вокруг елки.
- Ну, а теперь в кошки-мышки!.. Что же вы? Забыли? - подзадоривал детишек Владимир Ильич.
И снова образовался круг, и снова Владимир Ильич среди детей... Играет он с увлечением, не пропуская кота, защищая мышь. Ребята в восторге.
После игры завязалась беседа. Дети говорили с ним просто, и не чувствовалось никакого стеснения. Он уже был для них своим человеком. Они отбили его от взрослых, потащили с собой пить чай и наперебой угощали,
накладывали ему варенья и решительно все хотели что-нибудь для него сделать.
А он колол для них грецкие орехи, наливал в блюдечки чай из горячих стаканов, подкладывал сладостей и ласково следил за всеми, точно все они были его семьей.
Владимир Ильич очень любил детей, и детишки это чувствовали. Он быстро узнал их имена, и надо было удивляться, как он только не путал их. С детьми ничего нельзя было поделать, они совсем завладели Владимиром Ильичем.
После чая дети повели его в другие комнаты, заявив, что у них там есть секрет. Дети привели его в живой уголок, показали галку с подбитым крылом, воробья, потерявшего полхвоста в битве с кошкой, ужа, маленького ежика и лягушку. Потом принесли рисунки, свой журнал.
Владимир Ильич углубился в их дела, да так, как будто бы он всю жизнь только и делал, что занимался со школьниками. Наконец детям роздали подарки, и мы должны были уезжать. Провожая нас, они просили приезжать к ним еще и еще. Владимир Ильич тепло простился со своими маленькими друзьями. Праздник получился чудесный, и дети после него писали Владимиру Ильичу письма, а он, хотя был очень занят, всегда отвечал им.