Сегодня мы открываем очередное "окошко". Уже открытые окошки можно посмотреть на канале - они помечены в заголовке "Адвент-календарь с Наталией Будур".
Поговорим о подготовке к Рождеству в семье графа Толстого - и прежде всего, о куклах-скелетцах, которые делали на Рождество в семье нашего классика.
Татьяна Львовна Сухотина-Толстая, дочь писателя, так описывает это в своих мемуарах:
«По вечерам мы все собирались вокруг круглого стола под лампой и принимались за работу. После напряженного учения всей осени и первой части зимы для нас всякое новое занятие было отдохновением. А после одиночества многих месяцев приезд гостей сулил нам много удовольствия. Мама приносила большой мешок с грецкими орехами, распущенный в какой-нибудь посудине вишневый клей, который еще задолго до этого собирался нами со стволов старых вишневых деревьев, растущих у нас в грунтовом сарае, и каждому из нас давалось по кисточке и по тетрадочке с тоненькими, трепетавшими от всякого движения воздуха, золотыми и серебряными листочками. Кисточками мы обмазывали грецкий орех, потом кла¬ли его на золотую бумажку и осторожно, едва касаясь ее пальцами, прилепляли бумажку к ореху. Готовые орехи клались на блюдо и потом, когда они высыхали, к ним булавкой прикалывалась розовая ленточка в виде петли так, чтобы за эту петлю вешать орех на елку. Это была самая трудная работа: надо было найти в орехе то место, в которое свободно входила бы булавка, и надо было ее всю всунуть в орех. Часто булавка гнулась, не войдя в орех до головки, кололись пальцы, иногда плохо захватывалась ленточка и, не выдерживая тяжести оре¬ха, выщипывалась и обрывалась. Кончивши орехи, мы принимались за картонажи. Заранее куплена бумага, пестрая, золотая и серебряная. Были и каемки золотые, и звездочки для украшения склеенных нами коробочек. Каждый старался при¬думать что-нибудь новое, интересное и красивое. Клеились корзиночки, кружечки, кастрюлечки, бочонки, коробочки с крышками и без них, украшенные картиночками, звездочками и разными фигурами.
Потом одевались «скелетцы». Теперь этих кукол давно уже не делают. А в моем детстве ни одна елка не обходилась без «скелетцев». Это были неодетые деревянные куклы, которые гнулись только в бедрах. Головка с крашеными черными волосами и очень розовыми щеками была сделана заодно с туловищем. Ноги были вделаны в круглую деревянную дощечку, так, чтобы кукла могла стоять. Этих «скелетцев» мама покупала целый ящик, штук в сто. Они стоили по 5 копеек и раздавались уже одетыми каждому приходящему на елку ребенку. Вместе с ящиком «скелетцев» мама приносила огромный узел с разноцветными лоскутами. Все мы запасались иголками, нитками, ножницами и начинали мастерить платья для голых скелетцев. Одевали мы их девочками, и мальчиками, и ангелами, и царями, и царицами, и наряжали в разные национальные костюмы: тут были и русские крестьянки, шотландцы, и итальянцы, и итальянки. И чего, чего мы с мамá и Ханной не придумывали...»
Практически слово в слово так же описывает скелетцев и Илья Львович, брат Татьяны:
"За месяц до рождества мама ездила в Тулу и привозила целый короб деревянных куколок, скелетиков, как мы их называли, и начиналось одевание этих скелетиков мама, нами и девочками. Для этого у нее в комнате целый год собираются остатки разных материй, обрезки лент, косячки бархата и ситца. Она торжественно приносит в залу большой черный узел, и все мы, сидя у круглого стола, с иголками в руках сосредоточенно шьем разные юбочки, рубашечки, панталончики и шапочки, украшаем их золотыми галунами и лентами и радуемся, когда из голых деревяшек с глупыми раскрашенными лицами делаются нарядные красивые мальчики и девочки, и кажется даже, что, когда они одеты, их лица делаются умнее и у каждого появляется свое, очень интересное выражение».
В заголовке написано - детективА - это и была детектива, потому что я упорна искала и долго не могла найти фотографии или рисунки этих самых «скелетцев».
А два года назад на выставке в Ивановском зале 'Ленинки" увидела книгу Софьи Андреевны Толстой – «куклы-скелетцы».
Самое удивительное, что и сам Толстой писал об этих куколках. Софья Андреевна вспоминала: «Лев Николаевич начал писать детский рассказ о том, как эти куколки-скелетцы лежали мертвыми, и ожили, и начали жить у ребят Ясной Поляны... Попыталась и я воспользоваться этой темой для детского, святочного рассказа, но описание деревенского быта мне совсем не удалось».
Книга графини вышла в декабре 1909 года. 13 числа она пишет мужу:
«Книжечка моя выйдет завтра, в 9 часов утра, и её развезет артельщик по магазинам. Мне говорили, что был уже о ней отзыв в "Русских Ведомостях", но я его не нашла, а очень, говорят, расхвалили. Но мне гораздо приятнее, например, то, что я сейчас прочла маленькому Серёже рассказ мой "Ваничка" вслух, и он умилялся и всё повторял: "как мило"; тоже умилялся и сын Стёпы, похожий ужасно на отца».
По одной из версий, Софья Андреевна как-то поехала в Тулу и там, увидев бедную крестьянку, которая вынуждена была за бесценок продавать единственную корову за долги, отдала ей почти все имевшиеся деньги, взятые на покупку подарков крестьянским детям на Рождество. В результате на оставшиеся гроши графиня купила целый ящик деревянных голых куколок, при виде которых Лев Николаевич возмутился: "Как можно дарить таких скелетцев?" С тех пор куколок стали называть скелетцами. В результате куколок нарядили –и раскрасили – а в семье родилась новая традиция.
В наши дни яснополянские мастера изготавливают особенные куклы, которые когда-то делали в семье Толстых. Их даже официально запатентовали 16.12.2008.
А вот как описывает скелетцы в своей книге Софья Андреевна:
"- Какие скелетцы? - спросила Таня смеясь.
- А это такие куколки, приказчик Саша их назвал скелетцами. Ты увидишь. Они лежали в игрушечной лавке в ящике, их не показывали, а я их открыла и вывела на свет. Мы так их нарядим, что просто чудо.
После обеда принесли обогревшихся скелетцев и сразу высыпали на большой стол.
- Какое безобразие! - сказал отец. - Да это Бог знает какая дрянь. Какие-то уроды. Только портить вкус детей таким безобразием, - ворчал отец и сел читать газету.
- Погоди, когда мы их нарядим, не будет дурно, - сказала мать." "Началась кройка, примерка; сочиняли для скелетцев всякие костюмы. Мисс Ханна, Ольга Николаевна, няня, которую позвали помогать, Таня, - все принялись за работу. Таня сшивала и рубила юбочки и рукава, мисс Ханна и няня шили для мальчиков рубашечки, куртки и панталончики, а Ольга Николаевна делала шапочки, шляпки и разные украшения.
Первого, самого хорошенького скелетца одели ангелом. Пышная, белая кисейная рубашечка, на голове венчик из золотой бумаги, а за деревянной спинкой два кисейных, натянутых на тонкий каркас, крылышка.
- Какая прелесть! - умильно любовалась Таня, взяв из рук матери куколку. - Ах, мама, какой миленький ангелок, кому-то он достанется!
И Таня, полюбовавшись нарядным скелетцем, бережно поставила его в сторону.
- А няня-то какого мужика одела, чудо! - кричал Илюша, поднимая куколку в красной рубашке и черной круглой шапочке.
Затейщица Таня сделала турку в белой чалме с красным донышком. Турке наклеили усы и бороду, сделали длинный, пестрый кафтан и широкие шаровары.
Потом нарядили еще скелетца офицером в золотых эполетах и с саблей из серебряной бумаги.
Были наряжены и кормилица в кокошнике, и старушка с белыми волосами из ваты, и цыганка в красной шали через плечо, и танцовщица в коротенькой юбочке с цветочками на голове, и два солдатика в синем и красном мундирах, и паяц с острой шапкой, на конце которой был пришит бубенчик. Был и повар весь в белом, и ребеночек в чепчике, и царь в золотой короне.
Работа шла весело и быстро. Из безобразных голых скелетиков все больше и больше оживали красивые, пестрые, нарядные куколки. Очень хороша была царица. Ольга Николаевна вырезала ей из золотой бумаги корону, сделала длинное бархатное платье, а в деревянную ручку сунула маленький веер.
Дети были в восторге от скелетцев. Три вечера под ряд шла работа, и все сорок штук были готовы и стояли рядами на столе, представляя из себя самую пеструю, красивую толпу.
Смелая Таня сбегала за отцом и привела его в залу.
- Смотри, папа, разве теперь это дрянь?
- Неужели это те уродцы, которые привезла мама. Не может быть! Да ведь это прелесть что такое!
- То-то, папа, ты нас похвали, мы три дня работали.
- Ну, оживили вы этих деревянных мертвецов. Целый народ, да еще красивый, нарядный народ!"
(С) Наталия Будур