В Японии весьма положительно относятся к застольям и особенно к сакэ. Это не случайно и связано с религией синто.
Существует древнее народное искусство «вечерних кагура» - специальных представлений, призванных веселить богов. В благодарность за хороший урожай и с молитвами о благоденствии в будущем принято исполнять «Танец о божественном теле», в ходе которого мужское божество Идзанаги-но микото и женское божество Идзанами-но микото готовят сакэ, затем пьют его, воплощая супружеское согласие.
Также этот танец имеет и второе название «Танец рождения страны». Таким образом, с древних времён как производство сакэ, так и его употребление благословлены богами.
Сакэ - это рисовое вино, которое получается из риса с солодовыми рисовыми дрожжами, процесс очень похож на приготовление пива, только рисового. Также в стране Восходящего солнца говорят, что боги выдали японцам тайну этого рецепта в третьем столетии нашей эры.
Нам с вами тема сакэ интересна прежде всего с точки зрения этикета.
В Японии очень строгая иерархия в компаниях и согласно социальным нормам поведения, многое остаётся невысказанным в течение дня. Поэтому большинство японцев, как правило, после рабочего дня идёт в рестораны, в рюмочные, в бары со своими коллегами, чтобы, так сказать, высказаться «начистоту».
В такой расслабленной и веселой обстановке подчиненные могут покритиковать руководство, высказать начальству все свои недовольства, жалобы, проблемы, о которых не принято говорить в течение рабочего дня. С помощью алкоголя японцы расслабляются психологически и могут откровенно говорить. Это очень важно для создания положительной атмосферы в компании.
В Японии принято, чтобы соседи по столу ухаживали друг за другом. Во время застолья, сакэ подают в специальных сосудах токкури, очень похожих на вазочки. Совсем скоро новый год, хотелось бы отметить, что существует традиция украшать сакэ чехлами, сделанными в виде кимоно.
Также рекомендую помнить следующее правило столового этикета: когда разливают сакэ, токкури всегда держат пальцами правой руки, а левой рукой поддерживают сосуд снизу, также важно, чтобы обе ладони его касались. Сакэ советуют наливать так, чтобы горлышко токкури было приближено к рюмке. А человеку, которому наливают сакэ важно держать рюмку правой рукой, поставив на кончики указательного и среднего пальцев левой руки. В традиционных ресторанах посетителям предлагаются несколько рюмок, каждый может выбрать рюмку ту, которая ему понравится по цвету и дизайну.
Также иногда во время ужина посетителям предлагается несколько видов сакэ, которые устанавливают на специальные подставки и рассказывают об особенностях каждого напитка.
Во время застолий сакэ подливают довольно часто, лучше сначала допить остатки и только потом протянуть рюмку для следующей порции. Этот обычай , все время подливать соседу - одна из причин того, что рюмки для сакэ очень маленькие. Часто такое весёлое и непринужденное общение длится несколько часов, вплоть до закрытия заведения.
Поэтому поздно вечером можно встретить японцев, которые заснули на улице или в поезде. В таких ситуациях люди беззащитны, но обычные прохожие относятся к ним с пониманием.
Причина данного отношения также имеет исторические корни. С древних времён жрицы именно с помощью сакэ вводили себя в транс, чтобы передать людям слова богов. Поэтому и сейчас люди могут выпить, прямо скажем, сильно лишнего, не считая это чем-то непозволительным.
В настоящее время ситуация меняется, так как Япония давно не является закрытой страной и много иностранных компаний открываются здесь. соответсвенно японцы пересматривают своё отношение к алкоголю и беззаботному пьянству. С точки зрения норм морали на поведение пьяных смотрят уже строже.
Если раньше можно было извиниться за своё поведение словами «простите, был сильно пьян и поэтому ничего не помню», то в наши дни следует быть внимательнее к своему моральному облику. Ведь при высокой конкуренции предпочтение будет отдаваться более серьёзному сотруднику.
Мне очень нравится следующее высказывание, существующее в Японии, «когда пьёте сакэ, не позволяйте ему выпить вас». И очень важно, чтобы всем во время застолий было приятно и весело).
Елена Гаврилина-Фудзияма специально для Etiquette 748.