Что? - постмодернизм (читай, цитаты, игра со смыслами, игра, игра, игра).
Кто? - Виктор Пивоваров (1937), художник, ставший, наравне с Кабаковым, синонимом московского концептуализма (с важной пометочкой - в его романтическом ключе).
И если с де Кирико и Малевичем более менее понятно, то на Платоне остановлюсь особенно подробно.
Акт первый. Минутка философии.
Знакомьтесь, это ЭЙДОСЫ (серия 2000-2009) Виктора Пивоварова. И, в общем-то Платон - это и есть эйдос.
Согласно философии великого античного мужа ЭЙДОСЫ - это ИДЕИ (читай, существует два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей (форм)).
ЭЙДОС (ИДЕЯ) понимается как ГЛАВНАЯ СУТЬ ВЕЩИ (ФОРМЫ), характеризующая ее уникальность.
Эйдос (идея) является ЭТАЛОНОМ. Это внутренняя форма жизни, если так можно выразится.
Жизни, потому что эйдос сам формирует мир эйдосов - в этом мире существует даже определенная иерархия (верхушка - это идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время Благо - это Начало всех начал и Творец Вселенной).
Эйдос есть прообраз вещи, ее исток; эйдос есть источник всего, сама материя ничего не может породить; и, конечно, эйдос существует вне времени и пространства.
Другими словами, ЭЙДОС - такой ПЕРВИЧНЫЙ АРХИВ ВСЕГО СУЩЕГО.
У человека роль эйдоса (идеи) выполняет его БЕССМЕРТНАЯ ДУША.
Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый - благородные, высшие качества души, черный - страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то ЗНАНИЕ ЭТИХ ИСТИН ОСТАЕТСЯ В ЕГО ДУШЕ КАК ВОСПОМИНАНИЕ. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать - это припоминать, находить в вещах чувственного мира "отблески" идей.
Когда же человеку удается увидеть следы идей - через красоту, любовь или справедливые дела - то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.
Резюме: платоновская теория эйдоса заключается в том, что существуют абсолютные и совершенные ИДЕИ всех возможных вещей (форм), ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ИХ РЕАЛЬНЫМ ВОПЛОЩЕНИЯМ.
Акт первый окончен. Занавес.
По Пивоварову, эйдосом обладает любой предмет - от космоса и человека до утюга и катушки ниток.
Трактует эйдос художник в духе Платона, т.е. как некую идею, проект или концепцию вещи до ее реального воплощения. И человека, само собой, в том числе.
Линией, отмеченной желанием проникнуть в тайну человеческой души, пронизано все творчество художника (читай, отсюда и ремарка с романтическим концептуализмом).
Поэтому платоновские ЭЙДОСЫ у него ОБРЕТАЮТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ.
Антропоморфность пивоваровских эйдосов, в общем-то, совсем не противоречит Платону, вель художник создает ФОРМУЛУ ЭЙДОСА (конструкцию, знак, символ - подходит любое и даже все вместе взятое).
И тут мы вспоминаем про двух товарищей эпохи модернизма: ДЖОРДЖО ДЕ КИРИКО и КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА, которых сам Пивоваров назвал "мамой и папой" своих эйдосов (художник, кстати, родился еще в ту эпоху первой половины ХХ столетия; Малевич, правда, уже как 2 года умер (в 1935, а художник родился в 1937), но де Кирико будет жить аж до 1978 года).
И про две, условно говоря, традиции - МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ и СУПРЕМАТИЗМ.
Фуф. Ну постмодернизм любит все усложнять.
Метафизическая живопись - это своего рода медитация (читай, склонность к вневременным размышлениям). Очень подходит для концепции эйдоса.
Супрематизм - это отказ от видимого в пользу простейших форм (читай, основ мироздания). Не менее стройно вписывается в эту концепцию.
На этом, пожалуй, общее заканчивается.
Позднее творчество Малевича - его предметные просупрематические композиции - ЛЮДИ-КУКЛЫ, словно вырезанные из бумаги: яйцеголовые, безликие, но всегда гендерно обозначенные (т.е всегда можно понять кто перед нами - мужчина или женщина, и всегда ясно, что это крестьянин, "там Русский дух, там Русью пахнет"). Читай, формулы Пивоварова сложнее.
МАРИОНЕТКИ де Кирико тоже, как правило, гендерно идентифицируются. Правда, они напоминают больше КОНСТРУКТЫ ЛЮДЕЙ, сложносоставные (читай, загадка и тишина - вот главные элементы метафизической картины) и всегда умозрительные. Читай, формулы Пивоварова проще.
Эйдосы Пивоварова же БЕСПОЛЫЕ (конечно, это же эйдосы, то есть идеи, некие эталонные сущности до их реально воплощения в мире).
Сам художник объясняет отсутствие гендерной принадлежности у героев своей серии так: "Бесполость - это утопическая мечта о том, чтобы человек был освобожден от сексуальности, которая является источником не только наслаждений, но и страшных страданий" (другими словами, это про инстинкты, а у эйдосов не может быть инстинктов).
То есть, по сути Пивоваров - ЭТО ПРО ПОИСК АБСОЛЮТНЫХ ЧИСТЫХ ФОРМ (потому что бессмертная душа (человеческий эйдос) - эталон, чистая и накрахмаленная, как белый воротничок у Вермееровских барышень).
Поиск абсолютных чистых форм - очень в духе супрематизма (читай, вместо мироздания человеческая душа, хотя, душа - это тоже, в каком-то смысле мироздание).
А дальше нас ждет подвох.
Платоновские эйдосы существуют вне времени и пространства (по сути, у де Кирико и Малевича тоже), а у Пивоварова они окружены БЫТОМ - обрастают не замершими во времени классическими сооружениями и не условными полями, а знакомыми художнику пространствами; например, на картине "Московская готика" из окна виднеется шпиль сталинской высотки.
Может быть Пивоваров про пограничное состояние, когда эйдос (идея) уже начал трансформироваться в мир вещей (форм)?
Или про те воспоминания об этих эйдосах - хранителях истины, которые живут в душе человека уже из мира вещей?
Скорее всего и то, и другое, и третье, которое придет в голову позднее, и даже четвертое, возможно, надуманное, но вполне себе объективное, ибо постмодернизм варит густую кашу, играет на ассоциациях, запутывает и заставляет гадать.
Да и разве можно когда-нибудь познать душу человека?
🔸🔸🔸🔸🔸
Эйдосы Пивоварова лишены ликов не столько потому, что он про унификацию личности, сколько про то, что эйдос, как и бог, в принципе не имеет лика.
Но он, Пивоваров, интересно работал с лицом (не просто делил голову на цветные сектора) - такая переиначенная на современный лад академическая традиция:
"При живописи головы лоб должен быть желтоватым, центральная часть лица должна уходить в красноту, подбородок и губы - в синеву. Это обыденная вещь из академической рутины дала мне возможность" построить" свою голову" (Пивоваров).
"Человек как существо социальное - отвратителен, человек как существо психологическое - жалок и агрессивен, человек как существо сексуальное - детерминирован, человек как существо творческое - беспределен. Когда я говорю о погружении в глубину человека, то под понятием "человек" имею в виду шлифовальщика перламутровых пуговиц, то есть далекий от так называемой реальности феномен, скорее продукт воображения и художественной мечты" - ну, Пивоваров, все-таки, романтик. Концептуальный, но романтик.
Скриншоты stories из моего блога в инстаграм