Надо понимать, что в отсутствии широкого подъема масс и дееспособной партии авангардного типа открытая и широкая обличительная кампания против правительства, о которой писал Ленин в отношении царизма, пока невозможна и самоубийственна. Но для нас одновременно раскрываются другие возможности — относительно свободная научная пропаганда коммунистических идей. Этой возможностью мы должны воспользоваться до конца. Мы обязаны теоретически разрешить основные факторы и условия для победоносного строительства коммунистической партии и коммунизма в его первой фазе касательно всех сфер жизнедеятельности общества.
Многие левые считают, что разработка научной программы строительства коммунизма в условиях капитализма невозможна, что такая разработка будет прожектерством, изобретением абстрактных моделей будущего и будет носить характер утопический. Они проводят аналогии с теоретическими работами представителей утопического социализма. Между тем, лучшие работы утопических социалистов содержали в себе множество в высшей степени верных наблюдений, обличающих пороки частной собственности, и гениальных предвидений, однако не представляли собой стройную научную систему, в полной мере, то есть диаматически, отражающую всю совокупность отношений частной собственности в их движении. Так что аналогия не слишком-то удачна.
Мы знаем, что направление развития материи, в том числе и ее общественной формы, происходит на основе диалектического закона отрицания отрицания. Если мы предельно добросовестно ставим перед собой задачу исследовать капитализм, то должны прежде всего определить те качественно-количественные изменения, которые характеризуют переход капитализма как высшей формы классового общества, то есть общества, где господствуют отношения частной собственности в крайней степени развитости, из одного качественного состояния в свою противоположность — в коммунизм. Поэтому для непосредственного понимания указанного перехода необходимо исследовать это изменение объекта, переходящего в свою противоположность. Понять капитализм — значит исследовать движение капитализма в свою противоположность, исследовать коммунистические отношения, которые уже содержатся как определённые качественно-количественные параметры (пусть и в зачаточном виде) в исследуемом явлении.
Безусловно верно и то, что подобное исследование не может быть ограничено созерцанием, а заключается в непосредственном сознательном и деятельном участии в качестве революционного субъекта в создании необходимых и достаточных условий (прежде всего, это установление диктатуры рабочего класса) для развития общественных отношений коммунизма, неразвитые формы которых уже содержатся в капитализме.
Поэтому важно, чтобы агитационно-пропагандистская работа была направлена не просто на обличение существующих порядков, но, прежде всего, на выработку эффективной стратегии прогрессивного развития всех имеющихся зачатков коммунистических отношений. Только предоставив передовым представителям пролетариата единственно верную альтернативу всему многообразию рабских отношений, можно не только завоевать авторитет в среде трудящихся, но и сформировать на этой основе передовой отряд, посредством которого удастся направить критическую массу пролетариата на установление собственной диктатуры для уничтожения отношений частной собственности и строительства коммунизма.
Если, к примеру, мы рассмотрим даже невооруженным взглядом рыночную экономику, очевидным становится её неэффективность. Любая, в том числе самая простая, экономическая операция по доставке продукта потребителю проходит через длинную цепочку паразитических элементов в форме посредников. Многие отрасли экономики: биржи, рынки ценных бумаг, финансовые институты типа банков, страховых и инвестиционных компаний, пенсионных фондов — не производят ничего по определению и являются совершенно ненужными элементами для производства материальных и духовных благ с точки зрения нормального планирования процесса. Они нужны только капиталистам, потому что капиталисты видят производство только через призму денежной прибыли. Капиталистическая анархия замедляет научно-технический прогресс и тяжелым бременем ложится на пролетариат в виде гигантских накладных расходов.
Частнособственнические отношения сводят всю экономическую и прочую активность человека к погоне за средствами к существованию и тем самым обедняют развитие собственно человеческого в нем — то есть творческого труда. Классовое деление, вытекающее из отношений собственности, определяет пролетариату жестко детерминированное место — потолок, выше которого невозможно прыгнуть.
Каким образом можно исключить лишние звенья и расходы по организации производства, да еще усугубляющихся хозяйственной анархией? Наиболее полно развить и использовать потенциал человека позволит экономическое планирование, которое в условиях капитализма находится в зачаточном состоянии относительно своего поистине гигантского потенциала.
Как известно, экономическое планирование при капитализме, необходимое даже в рамках самой ничтожной хозяйственной деятельности, достигло своего фактического потолка уже в начале XX века, подготовив две мировые империалистические бойни. Притом страны социалистического лагеря при совершенно низком начальном уровне развития, ограниченности материальных и человеческих ресурсов смогли на основе планирования сделать гигантский шаг из состояния аграрной экономики в мировые лидеры индустриально развитых стран, удовлетворяя необходимые культурные и материальные потребности своих народов.
Кроме того, там, где отбор и подготовка кадров осуществляются местечково, кустарно и стихийно, вероятность, что человек будет на своем месте, мала, а там, где кадры планомерно подбираются и готовятся, развитие каждого члена общества дает непосредственный экономический эффект. Человек же, способности которого используются наиболее эффективно и у которого имеется в руках такой мощный инструмент, как плановая, научно-организованная экономика, способен творить чудеса и решать практически любые экономические задачи, которые доступны при существующем уровне развития производительных сил. Отсюда планирование, неразвитое и ограниченное при капитализме, имеющее своей целью обогащение лишь кучки олигархов, при коммунизме становится основой процветания всего общества в целом и каждого человека в особенности. Так разработка вопросов планирования наглядно показывает экономическую несостоятельность капитализма.
Таким образом, вычленение и идейная разработка прогрессивных моментов будущих коммунистическим отношений, имеющихся в качестве моментов в капиталистическом строе, становится не только средством морального обличения пороков современного общества, но и эффективным средством пропаганды и рычагом привлечения кадров в партийном строительстве.
Фрагмент статьи А. Красина "Об организации революционеров и рабочем движении"