Найти тему
Горький Аккумулятор

Все альтернативные способы узнать ёмкость автомобильного аккумулятора.

Все фотографии и иные изображения используемые в статье авторские. Любое использование без разрешения запрещено.

Единственный способ 100% узнать ёмкость аккумулятора - это проверить её по ГОСТу. Ведь те цифры, что вы видите на этикетке появились в следствии проверки этим способом.

Вот выдержка из #гост Р 53165-2008

8.2.2 Заряд открытых батарей при постоянном напряжении и постоянной величине тока (двухступенчатый метод)

Батареи должны заряжаться при постоянном напряжении в течение 20 ч с ограничением максимального тока до 5*Iном, причем постоянное напряжение устанавливают в зависимости от расхода воды в батарее (в процессе испытаний циклированием):

- нормальный расход воды (14,80±0,10) В;

- малый расход воды (15,20±0,10) В;

- очень малый расход воды (16,00±0,10) В.

Затем проводят заряд при постоянной величине тока Iном в течение 4 ч.

При определении характеристик прокрутки (в соответствии с 9.3) время заряда при постоянном напряжении может быть ограничено до 10 ч.

Примечание - Если отсутствуют полные сведения о конструкции батареи или отсутствует спецификация от изготовителя, то рекомендуется проводить заряд в соответствии с 8.2.2 при напряжении 14,80 В.
3.2 ток разряда номинальный: Ток Iном , А, который батарея способна отдать во внешнюю цепь в течение 20 ч до падения напряжения на выводах 10,50 В.

Получаем что Iном=3А. Для 60Ач акб.

Все остальное по сути приблизительные варианты. Какие-то более точные и приближенные к реальности, некоторые вообще не имеют с ней ничего общего.

Так почему же мы все ищем способы узнавать ёмкость не по ГОСТу? Основная причина - это время. Ведь для проверки необходимо сначала полностью зарядить акб, а это может занять около 15-20 часов, так потом еще и делать разряд в течении 20ти часов. И последний шаг опять заряжать. Итого можно потерять около трех суток. А в результате иметь значение ёмкости на тот момент когда ее измеряли. И не факт, что через пару дней она не станет иной. Хорошо, если увеличиться за счет проведенного КТЦ (когда ёмкость измеряли), а если уменьшится?

Получается что время могло быть потрачено зря. Да и оборудование для измерений тоже надо будет покупать.

По этому люди неустанно ищут альтернативные способы. Давайте посмотрим какие уже есть.

1) Разряд нагрузкой не постоянным током, а лампами.

Плюсы: дешевый способ, автомобильные лампы есть у каждого автомобилиста. Изначальный ток можно подобрать близкий к ГОСТовскому значению.

Минусы: 1-Время. 2- На протяжении разряда ток будет снижаться, вместе с напряжением.

Итог: Оценочный способ, близкий к ГОСТовскому. Однако, имеющий погрешность измерения. Невозможно использовать для проведения технических экспертиз.

2) Во время заряда.

Во время заряда севшего акб, можно узнать сколько Ач в него было залито самим З.У. некоторые из них сами считают, некоторые нет, и тогда придется докупать отдельный ВАТметр.

Как показала практика ёмкость акб приблизительно верна при заряде от 10.5В до 14.8В. Изначальное значение тока 0.1 от ёмкости на этикетке. И до снижения к 0.2А. При дозаряде вливается не более 20% от этикеточной емкости, большая часть энергии идет на перемешивание электролита.

Плюсы: Вы все равно заряжаете акб, и эта информация у вас будет. Чаще всего бесплатно.

Минусы: Точность будет зависеть от многих факторов. От начального напряжения акб (чем ближе к 10.5В, тем более точный будет результат). От КПД З.У. и состояния аккумулятора.

Итог: Бесплатно, и попутно получаем значение. Для отслеживания динамики при КТЦ сгодиться. Невозможно использовать для проведения технических экспертиз.

3) Тестеры ёмкости.

Взято здесь: https://www.baf.ru/wp-content/uploads/2018/01/IMG_5624.jpg
Взято здесь: https://www.baf.ru/wp-content/uploads/2018/01/IMG_5624.jpg

Skat-T-AUTO - стоит 6000-8000р.

Взято тут: https://a.d-cd.net/6a1f93es-1920.jpg
Взято тут: https://a.d-cd.net/6a1f93es-1920.jpg

Либо Кулон 12\6р. -48-66т.р.

Специальные устройства, которые при помощи замеров данных с акб, за несколько минут высчитывают ожидаемую ёмкость акб.

Плюсы: Время. Пара минут и данные есть.

Минусы: 1 - Стоимость. Данное оборудование стоит порой как новый аккумулятор. 2 - Точность измерений. Порой она пальцем в небо.

Итог: Красиво, наглядно, порой совпадает с реальностью. Невозможно использовать для проведения технических экспертиз, так как оборудование не сертифицировано.

4) При помощи тестеров АКБ

-6

Производителей стало много, к примеру мой Lancol пишет SOH - общее состояние акб Уровень жизни. По сути это так они ёмкость обозвали.

Плюсы: Время. Пара минут и данные есть.

Минусы: 1 - Стоимость. Данное оборудование стоит порой как дешевый акб. 2 - Точность измерений. Порой она пальцем в небо.

Итог: Красиво, наглядно, порой совпадает с реальностью. Невозможно использовать для проведения технических экспертиз, так как оборудование не сертифицировано.

5) Расчет по формуле.

Формулы встречаются различные. Приведу ниже те что смог найти.

5.1. - Вот тут взято "Существует формула, согласно которой приблизительное ССА аккумулятора, равно ёмкости аккумулятора делённой на 0,0725." Получаем в обратную сторону тоже должно работать?

5.2. - Взято вот тут "в моем случае ток холодной прокрутки 600А, емкость 60 а/ч
Затем меряем напряжение на клеммах аккумулятора, в моем случае: 12,71В
Подключаем лампочку на 55w например и измеряем напряжение с подключенной лампочкой, в моём случае : 12,5В
Переключаем мультиметр в режим амперметра и подключаем его в разрыв лампочки и аккумулятора(лампочку одним контактом к плюсу, другим контактом к первому щупу мультиметра и вторым оставшимся щупом к минусу аккумулятора), в моем случае ток составил 3,75А

Далее берём калькулятор и считаем:

Рассчитываем начальное внутреннее сопротивление при -18:
Rнач = (12,666(ток нрц кальциевого заряженного аккумулятора при -18)-7,5)/600
(ток холодной прокрутки) = 0,00861 Ом

Сопротивление зависит от окружающей температуры, примерно 40% при температуре -18 от значения при 25 градусах.
Рассчитываем эталонное сопротивление:
Rэталон=0,00861 / 0,40 = 0,0215 Ом

Рассчитываем текущее внутреннее сопротивление:
Rфакт=(12.71
(напряжение на аккумуляторе без нагрузки)-12.5(напряжение с лампочкой))/3.75(измеренный ток лампочки) = 0,056 Ом

Рассчитываем остаточную запасенную энергию
Cфакт=60*0,0215/0,056 = 23,035 А/ч

Учитывая что мой аккумулятор полностью заряжен, то в нем расчетная оставшаяся емкость составляет 23,035 А/ч, что много 50% от первоначальной ёмкости и подлежит утилизации."

5.3. Модифицировал формулу (скачать файл exel) из 5.2. В конце ввел поправочный коэффициент. Он подгоняется под нужное значение после того как получаю реперные точки при ГОСТовском разряде. Точным считается только под конкретный акб. Чтобы в следующий раз не разряжать и видеть динамику акб. Или прикинуть ее быстро на результате измерения тестером акб. (Буду благодарен, если поможете и добавите ваши измерения в эту таблицу.)

Плюсы: Достаточно косвенных измерений, и получаем некое значение.

Минусы: Точность чаще всего пальцем в небо. Или надо подгонять под конкретный акб.

Итог: Быстро, точность сомнительна без подгонки под конкретный акб. Ведь разные технологии производства, разное состояние акб, все вносит свою погрешность. Невозможно использовать для проведения технических экспертиз, так как оборудование не сертифицировано.

6) Разряд по ГОСТу до 12В

Считается, что при разряде током 20 часового разряда до 12В с аккумулятора снимается 50-70% от полной ёмкости.

Плюсы: Быстрее чем по ГОСТу.

Минусы: Погрешность слишком большая.

Итог: Порой напряжение аккумулятора после 12В резко стремиться вниз, и снятая там ёмкость в реальности будет 10% не больше, а мы то будем рассчитывать на 30-50. Невозможно использовать для проведения технических экспертиз, так как оборудование не сертифицировано.

7) Вес

Разряд по ГОСТ'у до 10.5В - 57,93 Ач. (Время разряда = 19:18:38) вес 14.5. получаем 3.99
Разряд по ГОСТ'у до 10.5В - 57,93 Ач. (Время разряда = 19:18:38) вес 14.5. получаем 3.99

Подходит только для новых аккумуляторов. Считается что в среднем на каждый килограмм получаем 4Ач. Однако за время службы акб намазка пластин оплывает, емкость падает, а вес практически не меняется. Так что способ так себе. Больше подходит на еще один пункт при выборе нового аккумулятора.

Плюсы: поможет выбрать из двух одинаковых по указанной емкости, но разных производителей.

Минусы: Подходит только для новых акб.

Итог: Слишком мала область применения.

А каким образом вы узнаете реальную ёмкость аккумулятора? Знаете иные способы альтернативного получения ее значения? Поделитесь в комментариях. Думаю всем будет интересно.

А на этом у меня всё. До новых встреч, и обсуждений в комментариях.
Официальный чат. И канал в Мессенджере. Присоединитесь чтоб быть всегда на связи.
Если было интересно поддержите статью лайком и подпиской на канал. Если есть что возразить, милости прошу в комментарии. Я открыт для общения и аргументированных споров. ;)