Найти тему
Navygaming Channel

Подводная лодка-экспонат: чтобы помнить! / 5. Подводная лодка С.К.Джевецкого, Россия.

Каждый военный корабль - это не только боевая единица флота, это дом для моряков, это образец кораблестроения, это место подвигов моряков. Но приходит срок - у кораблей заканчивается служба, их выводят из строя флота и отправляют на слом. Но к счастью, люди находят другие альтернативы, поэтому по всему миру достаточно много кораблей- памятников, которые позволяют прикоснуться к истории, вспомнить героев тех времен, сделать выводы на будущее. Сохранить боевой корабль в качестве музея - дело не простое и дорогостоящее, но сохранения кораблей-ветеранов и их элементов - это проявление людской памяти, которая делает нас людьми.

Продолжаем цикл публикация посвященный кораблям - памятникам, и на этот раз у нас российский корабль. И на этот раз мы рассмотрим подводную лодку не как основу музея, а подводную лодку как ЭКСПОНАТ музей. Не часто подводная лодка по своим габаритам может составить часть экспозиции какого-либо музей, но в начале ХХ века субмарины не отличались крупными размерами, и это позволило их сохранить во всей красе. И в очередной раз поразиться мужеству тех людей, которые служили на этих "скорлупках".

4.Памятный объект: Подводная лодка С.К.Джевецкого, модель № 3.

Статус: экспонат Центрального Военно-морского музея

Место расположения: Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Крюкова канала, 2. Открыт: выставлен с 1928-1929 гг.

-2

При посещении Центрального военно-морского музея им.Петра Великого нельзя пройти мимо уникального экспоната - подводной лодки в том самом виде какой она была! Регулярно бываю в этом музей (раз пять лето точно, как приезжаю в Питер), но вот в старом здании Биржи на стрелке Васильевского острова не помню этого экспоната, зато год назад когда впервые посетил новое здание на наб.Крюкова канала - нашел сразу.

Помню, что было какое то предубеждение против нового места музея, мне казалось, что в залах Биржи музей как то смотрит более органично. Но после посещения нового здания - мнение изменилось. Действительно, и больше места стало, и больше пространства, света, воздуха. Экспонаты воспринимаются совершенно по иному (особенно парусники). Но сегодня мы не о парусном флоте, а о ином - подводном.

По сути перед нами одна из первых серийных подводных лодок русского флота - наиболее совершенная третья модель, заказ на их строительство в свое время составил 50 единиц!

-3

Такие лодки не могли действовать в море и предназначались для обороны приморских крепостей. И основным недостатком была их слишком малая скорость хода -2,5 узла - в первую очередь из за применения педального механизма с приводом на гребной винт, то есть вот этот винт (на фотографии) приводился в действие ногами человека. Дальность плавания - 25 миль (10 часов работы человека? - однако!). Чуть позже вместо педального привода стали использовать аккумуляторы (модель № 4).

Интересно, что на это лодке управление осуществляется уже рулем, ранее маневрирование в горизонтальной плоскости осуществлялось только поворотами вращающимся гребным винтом, шарнирно связанным с гребным валом! Можно предположить , что рулем управлять лодкой стало проще. Так же предположим, что предохранительные дуги вокруг винта остались с того момента когда винт был подвижным.

-4

В специальных углублениях в корпусе подводной лодки в резиновых мешках, надуваемых воздухом, размещались две мины - основное и единственное оружие субмарины. На фотографии видны ставни, закрывающие носовое углубление для мины. Мины в мешках обладали положительной плавучестью, имели присоски, поэтому, при нахождении лодки под кораблем неприятеля, отдавался стопор, мины всплывали и прижимались к корпусу корабля. Подрыв мин осуществлялся с безопасного расстояния , на которое должна была уйти лодка после взрыва.

-5

Для наблюдения за обстановкой по периметру входного люка, возвышающегося над корпусов ПЛ, имелись иллюминаторы. Кроме того на подводной лодке имелось два перископа.

Из 50 построенных подводных лодок 16 -оставили в Кронштадте, 32 - отправили по железной дороге в Одессу для распределения между черноморскими портами. Еще одна ПЛ была переделана в "электроход" (модель № 4). еще одна подводная лодка была передана Инженерному ведомству и переоборудована по проекту лейтенанта Яновича в полуподводную лодку ("катер малой видимости") "Кета" с бензиновым мотором.

Будучи в строю подводные лодки третьей модели в течении 10 лет находились в ведении Инженерного ведомства. А в 1891 году их передали Морскому ведомству, которое решило их списать: в распоряжении моряков появились торпеды и механические двигатели.

Механическая передача для управления горизонтальным рулем
Механическая передача для управления горизонтальным рулем

На слом сдали все лодки кроме трех: одна была у С.К.Джевецкого, две - передали водолазным классам. Корпуса некоторых подводных лодок использовали при сооружении плавучих бакенов. Та лодка, которая была передана в 1928-1929 годах ЦВММ, принадлежала Учебному отряду подводного плавания в Либаве.

Приходится только сожалеть, что не удалось сохранить больше таких лодок, и размеры у них были не большие (длина 5,7 м, ширина - 1,4 м, водоизмещение (подводное) - 2,8 куб.м. - не такая уж она и большая была. Могли бы найти место и в других музеях, если захотели. Можно было даже частному лицу продать. Если не ошибаюсь, в г.Гатчина Ленинградской области на привокзальной площади стоит макет подводной лодки С.К.Джевецкого (с 2006 года), но его внешний вид соответствует субмарине модели № 2.

-7

На схемах выше, для сравнения, модернизированные лодки: вверху - подводная лодка/модель № 4 с электромоторами; ниже - подводная лодка с бензиновым двигателем ("Кета").

Уважаемые друзья, а вы были в ЦВММ в Санкт-Петербурге? Видели этот экспонат? Как он вам?

Поделитесь впечатлениями.