Каждый военный корабль - это не только боевая единица флота, это дом для моряков, это образец кораблестроения, это место подвигов моряков. Но приходит срок - у кораблей заканчивается служба, их выводят из строя флота и отправляют на слом. Но к счастью, люди находят другие альтернативы, поэтому по всему миру достаточно много кораблей- памятников, которые позволяют прикоснуться к истории, вспомнить героев тех времен, сделать выводы на будущее. Сохранить боевой корабль в качестве музея - дело не простое и дорогостоящее, но сохранения кораблей-ветеранов и их элементов - это проявление людской памяти, которая делает нас людьми.
Продолжаем цикл публикация посвященный кораблям - памятникам, и на этот раз у нас российский корабль. И на этот раз мы рассмотрим подводную лодку не как основу музея, а подводную лодку как ЭКСПОНАТ музей. Не часто подводная лодка по своим габаритам может составить часть экспозиции какого-либо музей, но в начале ХХ века субмарины не отличались крупными размерами, и это позволило их сохранить во всей красе. И в очередной раз поразиться мужеству тех людей, которые служили на этих "скорлупках".
4.Памятный объект: Подводная лодка С.К.Джевецкого, модель № 3.
Статус: экспонат Центрального Военно-морского музея
Место расположения: Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Крюкова канала, 2. Открыт: выставлен с 1928-1929 гг.
При посещении Центрального военно-морского музея им.Петра Великого нельзя пройти мимо уникального экспоната - подводной лодки в том самом виде какой она была! Регулярно бываю в этом музей (раз пять лето точно, как приезжаю в Питер), но вот в старом здании Биржи на стрелке Васильевского острова не помню этого экспоната, зато год назад когда впервые посетил новое здание на наб.Крюкова канала - нашел сразу.
Помню, что было какое то предубеждение против нового места музея, мне казалось, что в залах Биржи музей как то смотрит более органично. Но после посещения нового здания - мнение изменилось. Действительно, и больше места стало, и больше пространства, света, воздуха. Экспонаты воспринимаются совершенно по иному (особенно парусники). Но сегодня мы не о парусном флоте, а о ином - подводном.
По сути перед нами одна из первых серийных подводных лодок русского флота - наиболее совершенная третья модель, заказ на их строительство в свое время составил 50 единиц!
Такие лодки не могли действовать в море и предназначались для обороны приморских крепостей. И основным недостатком была их слишком малая скорость хода -2,5 узла - в первую очередь из за применения педального механизма с приводом на гребной винт, то есть вот этот винт (на фотографии) приводился в действие ногами человека. Дальность плавания - 25 миль (10 часов работы человека? - однако!). Чуть позже вместо педального привода стали использовать аккумуляторы (модель № 4).
Интересно, что на это лодке управление осуществляется уже рулем, ранее маневрирование в горизонтальной плоскости осуществлялось только поворотами вращающимся гребным винтом, шарнирно связанным с гребным валом! Можно предположить , что рулем управлять лодкой стало проще. Так же предположим, что предохранительные дуги вокруг винта остались с того момента когда винт был подвижным.
В специальных углублениях в корпусе подводной лодки в резиновых мешках, надуваемых воздухом, размещались две мины - основное и единственное оружие субмарины. На фотографии видны ставни, закрывающие носовое углубление для мины. Мины в мешках обладали положительной плавучестью, имели присоски, поэтому, при нахождении лодки под кораблем неприятеля, отдавался стопор, мины всплывали и прижимались к корпусу корабля. Подрыв мин осуществлялся с безопасного расстояния , на которое должна была уйти лодка после взрыва.
Для наблюдения за обстановкой по периметру входного люка, возвышающегося над корпусов ПЛ, имелись иллюминаторы. Кроме того на подводной лодке имелось два перископа.
Из 50 построенных подводных лодок 16 -оставили в Кронштадте, 32 - отправили по железной дороге в Одессу для распределения между черноморскими портами. Еще одна ПЛ была переделана в "электроход" (модель № 4). еще одна подводная лодка была передана Инженерному ведомству и переоборудована по проекту лейтенанта Яновича в полуподводную лодку ("катер малой видимости") "Кета" с бензиновым мотором.
Будучи в строю подводные лодки третьей модели в течении 10 лет находились в ведении Инженерного ведомства. А в 1891 году их передали Морскому ведомству, которое решило их списать: в распоряжении моряков появились торпеды и механические двигатели.
На слом сдали все лодки кроме трех: одна была у С.К.Джевецкого, две - передали водолазным классам. Корпуса некоторых подводных лодок использовали при сооружении плавучих бакенов. Та лодка, которая была передана в 1928-1929 годах ЦВММ, принадлежала Учебному отряду подводного плавания в Либаве.
Приходится только сожалеть, что не удалось сохранить больше таких лодок, и размеры у них были не большие (длина 5,7 м, ширина - 1,4 м, водоизмещение (подводное) - 2,8 куб.м. - не такая уж она и большая была. Могли бы найти место и в других музеях, если захотели. Можно было даже частному лицу продать. Если не ошибаюсь, в г.Гатчина Ленинградской области на привокзальной площади стоит макет подводной лодки С.К.Джевецкого (с 2006 года), но его внешний вид соответствует субмарине модели № 2.
На схемах выше, для сравнения, модернизированные лодки: вверху - подводная лодка/модель № 4 с электромоторами; ниже - подводная лодка с бензиновым двигателем ("Кета").
Уважаемые друзья, а вы были в ЦВММ в Санкт-Петербурге? Видели этот экспонат? Как он вам?
Поделитесь впечатлениями.