- Отдай, это моё! – кричит Катенька на всю площадку.
- Катенька, это не твоё! Поделись с мальчиком его же игрушкой! – чуть ли ни в слезах кричит мама.
Детская площадка…
Сколько битв здесь было выиграно знает только сторож из школы напротив.
Итак, сегодня мы обсудим основные моменты: как в идеале нужно поступать в определенных ситуациях.
Но, хочу сказать так: иногда, даже зная, как правильно, ситуации складываются таким образом, что еще придется голову сломать, как это применить в конкретной истории.
Часто родители стесняются других родителей или чужих детей, хотя правда на их стороне.
Ну что, основные ситуации и, что в них делать родителю. Тут собраны советы нескольких педагогов, у которых я консультировалась. Поехали.
1. Чужой ребенок играет в песочнице со своими игрушками, а ваш увидел, тоже захотел и, уже коршуном летит туда.
В идеале опередить вашего коршуна, слегка притормозить. Знаю, что это очень сложно с маленькими детьми, но, вдруг, у вас получится?
Что вообще самое главное, на мой взгляд, чему должен учиться ребенок на площадке? Это коммуникация. Научиться играть вместе и разговаривать с другими детьми, желательно, избегая конфликтов. Вежливое общение и уважение чужих границ. Но в комплексе с выстраиванием своих.
И вот коршун уже у песочницы. Постараться поздороваться со всеми, представиться.
Если ребенок еще не говорит, сделать это за него. Или от его лица, или от своего. Да, возможно, ребенок и не поймет ничего, но он будет знать, что так принято. Правила-то устанавливаете вы. Если Вы проявляете вежливость, то учите этому и ребенка.
Далее нужно спросить разрешение поиграть. Или вместе в игрушечки чужого ребенка, или попросить вашему ребенку самому и, лучше уточнить, что вы – мама проследите, чтоб ваш малыш ничего не сломал и не потерял.
Если не сработало?
Попробовать обменяться, предложить что-то взамен.
- Виталик, Ярослав так хочет поиграть в твою машинку, он тебе взамен пока даст поиграть свою, хорошо?
Но Виталик непреклонен.
Если опять не сработало?
Предложить поиграть вместе: один грузит песок в машинку, другой везет и высыпает в кучку.
Если снова чужой ребенок дает отказ?
Значит, принять. Он имеет на это право, игрушки-то его. Постараться переключить внимание вашего малыша на что-то другое, увести его на горку/качели.
Да, скорее всего, ваш собственный ребенок расстроится и будет плакать, но вы мягко объясняйте ему:
- Виталик сейчас не готов делиться, он пока сам хочет поиграть в свою машинку, но, когда он поиграет, то даст тебе. А мы пока пойдем покачаться на качелях.
Да, соглашусь, неприятно. Какой-то жадинка расстроил вашего ангела на ровном месте, но! Лучше уж вы сами максимально мягко и грамотно объясните своему ребенку границы, чем это сделает Виталик, стукнув его лопатой по голове. Или, допустим, мама Виталика, которая, скорее всего, не знает, а, вероятно, и не задумывалась, как поступать в такой ситуации.
А когда наоборот?
2. Ваш ребенок играет в свои игрушечки, и тут бежит ОНА, Маруська, боевая девчонка. И хочет поиграть в ваши игрушечки, которыми занят малыш.
а). Встать или сесть за своим ребенком.
Для начала, притормозить Маруську, придержать игрушку (то, что я частенько стесняюсь, но это не верно, как родитель я должна давать чувство безопасности своему сыну, который пока еще не знает, как отстоять свои границы мягко. Максимум, он может стукнуть Маруську, что явно не лучше для нее).
б). Спросить своего ребенка:
- Ярослав, можно мы поделимся с девочкой игрушкой?
Если видим, что ребёнок не готов делиться, значит, он и сам хочет играть в свои игрушки. И имеет на это полное право.
в). В идеале, обнимая своего ребенка сзади, придерживать игрушку и объяснить:
- Сейчас Ярослав не готов делиться, он играет. Но потом он даст тебе поиграть в игрушку, в которую ты хочешь.
Вот это обнимание сзади дает чувство безопасности ребенку, понимание, что он не один в этой сложной ситуации.
г). Очень хорошо иметь в кармане какую-то альтернативную игрушку, которую пока можно предложить Маруське для игры, переключить ее внимание.
А, в процессе игры, уже, пытаться уговорить своего ребенка, чтобы он поделился. С Маруськой. Ей вон очень хотелось бы.
Вот такие основные моменты.
Похоже, что-то еще хотела рассказать, но проснулся мой дорогой коршун, и я все забыла.
Так что, если вспомню, напишу в следующей статье.
Любите своих детей, учите их коммуникации. :)
Если остались вопросы, пишите.
А я побежала варить кашку, до завтра! :)