Найти в Дзене
Татьяна Трофимова

«Место встречи изменить нельзя»: почему Глеб Жеглов — отрицательный персонаж?

Оглавление

Почему МУРовцев называли «мусорами» и хороший ли человек Глеб Жеглов? Давайте вспомним ещё один великолепный фильм, который, страшно сказать, многие из нас впервые увидели сорок лет назад!

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979

Фильм, снятый Станиславом Говорухиным по мотивам романа Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия», вышел на экраны в конце 1979 года. И нет, наверное, среди нас зрителя, который пропустил бы эту картину или остался равнодушным к противостоянию двух главных героев, делающих общее дело.

Но давайте начнем с теории

В течение всего фильма воры и бандиты неоднократно называют МУРовцев «мусорами». Звучит это уничижительно и как бы показывает пренебрежительное отношение нарушителей к «власти».

А между тем, МУСОР — не более чем аббревиатура — Московское Управление Следственно-Оперативной Разработки. То есть никак не оскорбление, а знание «предмета», так сказать. Вы знали? Я очень долгое время, нет.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979

Образ Глеба Жеглова

Я смотрю этот фильм лет с десяти. И мысль о том, что Жеглов «плохой» мне ни разу не приходила. Да, Володя (Шарапов) более мягкий и человечный, Глеб более жесткий. Но ведь у него работа такая, думала я. И время непростое, послевоенное.

Каково же было мое изумление, когда совсем недавно я прочитала, что сами братья Вайнеры писали Жеглова, как героя сугубо отрицательного. И только экранный образ в исполнении Владимира Высоцкого сделал его кумиром зрителей.

Жеглов — персонаж отрицательный и социально опасный. Есть мнение, что это одна из причин того, что в других книгах Вайнеров он не фигурирует, в отличие от Шарапова. Да и прототип Жеглова в свое время застрелился из-за рабочего конфликта.
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979

Переломный момент

Давайте вспомним некоторые моменты фильма, показывающие отношения героя к людям: подброшенный Кирпичу кошелек, засада на квартире у Верки-модистки, за которую Фокс мог жестоко отомстить, урок Шарапову с «пропавшей» из закрытого кабинета папкой, первый разговор с Груздевым… И все-таки, пока мы на его стороне. Ведь он борется со злом.

А потом, сразу после освобождения, Груздев горячо говорит Шарапову: «Плохой человек Жеглов, для него люди — мусор». И вроде вот оно, первое сомнение, а вдруг Иван Сергеевич прав? Но ни зритель, ни Шарапов Груздеву не верят.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979

Ещё раз эта мысль придет в голову в финале картины, когда Жеглов выстрелит в Левченко… А вдруг Груздев все-таки был прав?

Плохой хороший человек

Но разве может плохой человек отдать свои продуктовые карточки малознакомой женщине? Разве недостаточно избавлять город от бандитов и каждый день рисковать жизнью?

«Профессиональная деформация»

Именно так назвали бы феномен Жеглова сегодня. Для Жеглова преступники — это враги в самом прямом смысле слова. А врага нужно уничтожать. Любой ценой. Это для Вари и Шарапова война закончилась, его война только начинается. И если враг не сдается...

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979

Жеглов — герой противоречивый и неоднозначный

У Жеглова на первом месте дело и принципы. У него своя правда. Он как будто торопится, понимая, что каждый день может быть последним. Думаю, отсюда и ситуация с подброшенным кошельком. Ну, не получилось взять Кирпича с поличным. Но дело не в Кирпиче, он только ниточка к Фоксу, вот что интересует Жеглова. А ради конечной цели все средства хороши. И именно это спасает в итоге Груздева, который уходит страшно обиженным на Жеглова.

Сюжет, полный нюансов и хитросплетений. Как и сама жизнь.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979

Спор в «Фердинанде» про закон и кистень

Спор между Жегловым и Шараповым о методах и соблюдении закона не зря обрывается на полуслове. Он просто не может быть закончен.

«Идите, спорщики, там вас помирят», — напутствует водитель.

Работа «спорщиков» тогда, работа милиции-полиции сейчас — это постоянное балансирование между молотом и наковальней: необходимостью раскрывать преступления и соблюдать законность. А дальше все зависит только от человека. «Место встречи…» показало нам два полюса, два возможных варианта и мы интуитивно выбираем: одни «доброго» следователя, другие — более надежного профессионала.

И все-таки, хороший ли человек Глеб Жеглов? Буду рада, если поделитесь вашим мнением.

-7