Найти тему
Татьяна Альбрехт

О разорении Рязани монголами и Евпатии Коловрате

Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя — внука Чингисхана,

Своё соседство с ним кляня.

«Баты-ы-ый!» — пронзающие стрелы,

«Бату!» —как палицы удар.

Его ослушаться не смела

Орда монголов и татар.

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли,

В осенний день, по степи голой,

Топча сухие ковыли.

<…>

Так шла чудовищным потоком

На Русь монгольская орда

В одном стремлении жестоком

Сжигать и грабить города.

Монгольская армия на марше. Современная реконструкция
Монгольская армия на марше. Современная реконструкция

* * *

Не молодица любовалась,

Играя зеркальцем в руке,

А в день погожий отражалась

Рязань-красавица в Оке.

В зеркальные гляделись воды,

Сбегая весело с холма,

Крылечки, башни, переходы —

Князей рязанских терема.

На площади собор богатый,

За ним раскинулся базар,

Вокруг хоромы и палаты

Купцов рязанских и бояр.

За ними слободы людские,

Дворы, часовни городские…

* * *

В тот день морозный, день короткий,

Под снегом спали зеленя,

В тот день у проруби молодки

Смеялись, вёдрами звеня;

У ребятишек шло катанье

На разметённом окском льду,

Когда на поле, под Рязанью,

Батый привёл свою орду.

<…>

«Коли нас не будет, то всё ваше будет» — отказ рязанского князя платить дань монголам
«Коли нас не будет, то всё ваше будет» — отказ рязанского князя платить дань монголам

К Батыю с пышными дарами

Рязанский князь пришёл тогда.

Он сам собрал Батыю дань:

«Возьми дары! Не тронь Рязань!».

Любуясь княжьими дарами,

Батый кумыс из чаши пил

И, сидя в юрте меж коврами,

С усмешкой князю говорил:

«Коль хочешь мира, русский бай, —

Княгиню в жёны мне отдай!».

Взбешённый, не взглянув на хана,

Князь Фёдор молча вышел вон,

Но тут ударом ятагана

У входа в юрту был сражён…

А под покровом ночи тёмной,

Спеша в предутреннюю рань,

Из Пронска, Мурома, Коломны

Три князя шли спасать Рязань.

Они свои дружины гнали

На помощь брату своему,

Они тогда ещё не знали,

Какой конец пришёл ему.

И вдруг раскинулась пред ними

Сама беда, гроза сама,

Не видно солнца в сизом дыме —

На девять вёрст ордынцев тьма.

В неравный бой они вступили,

Своим сородичам верны,

И в сече головы сложили,

Со всех сторон окружены…

Усыпальница князя Фёдора, его сына Ивана и жены Евпраксии в Зарайске
Усыпальница князя Фёдора, его сына Ивана и жены Евпраксии в Зарайске

* * *

Рязань, Рязань! Теперь тебе,

Твоим несчастным горожанам

Уже не выстоять в борьбе,

Не совладать с жестоким ханом.

Враги в ворота ворвались,

Таких не знала ты доныне!..

С высокой колокольни вниз

С младенцем бросилась княгиня.

И чашу смертную до дна

Испив от горького начала,

В огне на площади она

Батыя мёртвая встречала…

Горят хоромы, терема —

Всё, чем Рязань была богата.

Декабрьская ночная тьма

Багровым пламенем объята.

* * *

Пять дней оборонял народ

Свой край, как говорит сказанье

И пять ночей небесный свод

Пылал над стонущей Рязанью.

А на заре шестого дня

В леса, в приют шатровых елей,

Врага жестокого кляня,

Бежали те, что уцелели.

Повесть о разорении Рязани Батыем. Миниатюра. Лицевой свод XVI в. Древний летописец, т. II.
Повесть о разорении Рязани Батыем. Миниатюра. Лицевой свод XVI в. Древний летописец, т. II.

И к ним, как воин и как брат,

Горя упорной жаждой мщенья,

Пришёл рязанец Коловрат

И стал готовить ополченье.

Их тысяча семьсот пришло.

Они зашли ордынцам с тыла.

<…>

И яростный Батыя крик

Застыл над снежной пеленою,

И оба войска в тот же миг

Друг другу в стык пошли стеною…

И столько жизней смерть взяла,

Что под снегами твердь стонала,

Пока рязанского орла

Шакалов стая окружала.

…И вот у ног Батыя он —

Евпатий Коловрат убитый.

А хан Батый? Он окружён

Угрюмых полководцев свитой.

Он, сам с собою говоря,

Стоит и смотрит, потрясённый,

На строгий лик богатыря,

Бессмертьем в смерти осенённый.

Монгольский меч в руке зажат —

Тот меч, которым дрался лихо

Рязанский воин Коловрат.

И хан Батый бормочет тихо:

«Когда б тот воин был моим,

Близ сердца я б держал такого!..»

А над землёй клубился дым,

Он гнал людей, лишённых крова,

В леса, на страх ордынским ханам,

На славу первым партизанам.

Это цитата из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица».

Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани
Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани

Вспомнила я ее потому, что 16 декабря 1237 года войско Бату-хана осадило Рязань. Через 5 дней - 21 декабря - город был взят штурмом и стерт с лица земли.

Помню, в детстве меня очень впечатлили эти стихи, я плакала и восхищалась Евпатием Коловратом, жалела бедных князей.

Произведение действительно очень хорошее. Конечно, строго выдержанное идеологически согласно советской исторической концепции. Но талантливое, красивое, трогательное, познавательное. А то, что оно полно историческими вымыслами, домыслами, вольной фантазией автора - это даже хорошо. Тем интереснее потом открывать, как об этих событиях и людях написано в источниках и документах, у исследователей.

Но, кстати, в повествовании о гибели Рязани Наталья Петровна практически не погрешила против истины.

Не рассказала только почему-то, что еще до подхода монголов к городу князь Юрий Игоревич с племянниками Олегом и Романом Ингваревичами, муромскими князьями Юрием Давыдовичем и Олегом Юрьевичем сражались с пришельцами на реке Воронеж и потерпели сокрушительное поражение, правда, нанесли при этом большой урон войску хана.

Федор Юрьевич был не князем, а княжичем и погиб не в стане Батыя в виду стен города, а в его ставке на реке Воронеж, после чего его отец с братьями и вступили в бой, поняв неизбежность столкновения.

Монголы. Китайская средневековая гравюра
Монголы. Китайская средневековая гравюра

Ну и не права Наталья Петровна, конечно, в том, что враги друг друга не знали, и Батый вел себя так по-хамски. Ему нужна была не княгиня в жены, а покорность. Рязань оказалась первым городом в Русских землях, вставшим на пути монголов. И участь ее жителей в любом случае должна была служить уроком для всех остальных. Поэтому выбора у рязанцев не было - либо полная покорность, либо смерть.

К тому же монголы и русские отлично были знакомы друг с другом.

После поражения на реке Калке (31 мая 1223 года) даже пятнадцати лет не прошло. Да и неравная борьба соседней Волжской Булгарии с монголами была на Руси хорошо известна.

Батый же, следуя заветам великого деда, всегда собирал максимальную информацию о стране, которую собирался захватить. Ведь монголы, вопреки утверждению Кончаловской, шли не «жечь и грабить города», а покорять и захватывать земли, включать их в состав империи. Просто у них была четкая политика: покорным - пощада и благосклонность, строптивым – смерть и уничтожение. Именно так всегда поступал Чингисхан, и Бату следовал тем же принципам. Рязанцы оказались строптивцами и поплатились.

«И не осталось во граде ни одного живого, все заодно погибли и одну на всех чашу смертную испили. Не осталось там ни стонущего, ни плачущего: ни отца и матери по детям, ни ребёнка по отцу и по матери, ни брата по брату, ни по родным, но все вместе мёртвыми лежали. И всё это случилось за грехи наши!».

Е.И. Дешалыт. Оборона Рязани
Е.И. Дешалыт. Оборона Рязани

Археологические раскопки проводились на старорязанском городище с 1836 года. Их данные подтверждают сведения «Повести о разорении Рязани Батыем» об уничтожении монголами большинства жителей города и окрестных селений.

Археолог В. П. Даркевич в книге «Путешествие в древнюю Рязань: Записки археолога» так пишет о результатах исследований:

«Систематические раскопки братских могил жертв монгольского нашествия наша экспедиция провела в 1977-1979 годах на подоле вблизи Оки и около бывшего усадебного дома Стерлиговых у южной околицы деревни Фатьяновка. Изучение антропологических материалов показало: из 143 вскрытых погребений большинство принадлежит мужчинам в возрасте от 30 до 40 лет и женщинам от 30 до 35 лет. Много детских захоронений, от грудных младенцев до 6-10 лет. Это рязанцы, которых завоеватели истребили поголовно, многих уже после взятия города. Юношей, девушек и молодых женщин, оставшихся в живых, вероятно, разделили между воинами. Найден скелет беременной женщины, убитый мужчина прижимал к груди маленького ребёнка. У части скелетов проломлены черепа, на костях следы сабельных ударов, отрублены кисти рук. Много отдельных черепов. В костях застряли наконечники стрел. Жителей городов, оказавших упорное сопротивление, ожидала жестокая расправа. <...> По рассказам летописцев, после падения Рязани (Старой) — мужчин, женщин и детей, монахов, монахинь и священников уничтожали огнём и мечом, распинали, поражали стрелами. Пленникам рубили головы: при раскопках А. В. Селивановым Спасского собора обнаружены скопления из 27 и 70 черепов, некоторые со следами ударов острым оружием».

По данным археологов, погибших рязанцев хоронили без гробов в братских могилах. Похороны проходили по христианскому обряду, тела клались головой на запад, с руками, сложенными на груди.

Части из них все же удалось спастись даже после разгрома войска Коловрата - они соединились с владимирской дружиной и вновь сражались с ордынцами в битве у Коломны. Правда, ни Коломне, ни Владимиру, ни Москве, ни другим городам Северо-Восточной Руси это не помогло.

Тяжеловооружённые монгольские воины рядом с осадным орудием. Миниатюра из хроники Рашид ад-Дина
Тяжеловооружённые монгольские воины рядом с осадным орудием. Миниатюра из хроники Рашид ад-Дина

Евпатий Коловрат (о чьей историчности ученые спорят до сих пор) был не простым воином, а боярином родом даже не из самой Рязани, а из Старорязанского стана (местные историки называют это место Урсовским городком). К началу осады Евпатий был в Чернигове, узнав о нападении монголов, он поспешил «с малою дружиною» на помощь городу, но застал его уже разоренным. Тогда к его отряду в 1700 человек присоединились уцелевшие жители, и они бросились в погоню за монголами. Это, конечно, безмерно храбрый, но абсолютно отчаянный поступок - численность войск была несопоставима.

Тем не менее, монголы нападения не ожидали, а потому их арьергард был истреблен. Правда, судя по всему, произошло это уже на границе Суздальского княжества, а не близь разоренного города, как пишет Наталья Петровна.

Есть легенда, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ: «Только умереть!». Согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», монголам удалось уничтожить отряд Евпатия лишь с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений:

«И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нем ис тмочисленых пороков, и едва убиша его».

Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказал:

«О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!».

Так что здесь Кончаловская ничего не выдумала.

Хан был настолько восхищен доблестью врагов, что выдал уцелевшим русским (их, согласно источникам, было пятеро) тело Коловрата и отпустил с честью. Примерно 11 января 1238 года Евпатий Коловрат был погребен в Рязани.

Правда, историки точно не смогли установить, где и когда именно была битва между отрядом Евпатия и монголами. Считается, что это произошло между 1 и 10 января, но тогда не на землях Суздальского княжества, а на подступах к ним: 1 (по другим оценкам 10) января Батый был у Коломны – последнего города на пути монголов в «Суздальскую землю». Впрочем, некоторые исследователи утверждают, что Коловрат сражался с Батыем как раз на пути между Рязанью и Коломной. А с 15 по 20 января 1238 года монголы уже брали Москву.

Ну а что было дальше с русскими землями - всем известно.

Рязань после уничтожения монголами не возродилась. Археологи отмечают отсутствие послемонгольских культурных слоев. Хотя «Повесть о разорении Рязани Батыем» утверждает, что Ингвар Ингваревич «обновил землю Рязанскую, и церкви поставил, и монастыри построил, и пришельцев утешил, и людей собрал», никакими научными данными эти сведения не подтверждаются. Да и самого Ингвара Ингваревича большинство исследователей считают персонажем вымышленным. Единственный выживший рязанский князь Олег Ингваревич содержался в монгольском плену до 1252 года и уже не княжил.

Столица княжества была перенесена в Переяславль-Рязанский, который с 1778 года по указу Екатерины II стал именоваться Рязанью.

Вот такая вот история с литературой

Городище Старая Рязань. Вид со стороны Оки
Городище Старая Рязань. Вид со стороны Оки

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц