Найти тему
Стив Май

Зачем нужны ВПР?

Оглавление

Начался сезон ВПР... Впрочем, он и не очень-то заканчивался. Только отгремели перенесенные на осень работы, а теперь опять.

Немного мыслей про ВПР

Идея ВПР в высшей степени благородна: провести независимый объективный текущий контроль знаний учеников. Учителя, конечно, и так регулярно контролируют своих учеников, но это всё-таки не независимо и уж тем более не объективно. Этакая проверка самого себя по своим же критериям. Вполне разумно дополнительно проводить такие всероссийские работы.

Для чего нужен текущий контроль?

Вообще, с какой целью учитель должен проверять, что его ученики знают, а что нет?

В первую очередь, чтобы понять, чему он смог научить, а чему нет. Ведь если ученик чего-то не знает, то это значит, что учитель не справился. (Ну, не всегда, но чаще всего.) Значит, нужно подкорректировать свои методы. "Вот я сказал так, а ученики восприняли это неправильно, соответственно, ошиблись в контрольной, надо говорить по-другому". И сразу всем неправильно понявшим переобъяснить. Называется "работа над ошибками".

То есть, контроль не ради контроля, а ради того, чтобы узнать, где нужна помощь.

ВПР

Многие высказывают мнение, что ВПР - блажь чиновников, что это как раз и есть контроль ради контроля. Мне так не кажется.

Проводить "сам в себе" контроль совершенно бессмысленно сразу с двух позиций.

Во-первых, и безо всяких ВПР вся страна знает, что в школах ничему не учат. Ни буквы ровные писать (гляньте на почерк современной молодёжи), ни книжки любить (дети же длиннее подписей к демотиваторам ничего не читают). В этом смысле тоже понятно, где нужна помощь - везде.

Но даже если бы мы не знали, если бы реально нужна была статистика, то для этого вовсе не требуется проводить контрольную по всей стране. Репрезентативная выборка здесь была бы всего в несколько сотен школ. Ну, может, тысяча, чтобы из разных регионов. Но не вся страна.

А во-вторых, в таком глобальном масштабе совершенно невозможно обеспечить полную защиту от массовой подтасовки результатов (вернее сказать, почти возможно, но это будет бюджет, как в ЕГЭ). Учителя совершенно невозмутимо (исключительно по указке директора) пишут работы за детей, подправляют бланки, дают списывать и тому подобное. Где до такой наглости не доходят, там поступают исподтишка: организуют "подготовку к ВПР" (читай - натаскивание) в виде домашних заданий, "пятиминуток" на пол урока, элективных-факультативных предметов (какой-нибудь "математический практикум"), даже платных курсов с явным названием.

В общем, кажется, что ВПР без надобности. Только зря тратим время.

Косвенно, этот тезис подтверждает тот факт, что составление, проведение и проверка ВПР отданы на аутсорс всяким местным конторам типа ИРО (которые умудряются делать кучу ошибок в КИМ).

Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно

И тем не менее, ВПР преследует и не совсем явные цели (кроме заявленной).

Например, подготовить общественное мнение. Когда дело дойдет до дела, и за ВПР возьмутся серьёзно, никто и не заметит, как появился мощный инструмент помощи учителям (есть подозрение, что это будет 2022 или 2023 годы). Именно помощи, потому что ВПР тогда будет объективно показывать, где учитель недоработал. Заодно прилично повысится объективность оценки в школе. Если учитель ставит пятаки, а дети впр пишут плохо - уже сейчас получается не очень приятная ситуация.

Кроме того, важно показать широкой публике, что школы не справляются со своей задачей (это ещё мягко сказано). Заявить об этом явно и открыто, чтобы больше шила в мешке утаить было нельзя. Чтобы школы, наконец, это признали.

И тогда можно будет внести в школы что-то принципиально новое. Например, "500+" выглядит довольно интересно. (Хотя, это надо ещё внимательно поизучать, что там за методическая помощь школам).

Это цели, которые на поверхности, а могут быть и скрытые. Например, если я бы был "чиновником", я бы использовал ВПР для определения "коэффициента честности" школ ("просто" сравнил бы результаты ВПР и ЕГЭ). Или для выявления даже не слабых тем (их я и без того знаю), а методических ошибок учителей в этих темах и, главное, способов их устранить.

Короче говоря,

ВПРы на данном этапе выполняют совсем не те явные функции, которые, вроде как, должны выполнять. О скрытых целях можно гадать долго, и некоторые мои идеи отлично совпадают с реальностью.