75-летие актера прошло почти незамеченным
Талантливого человека всегда слушаешь, как будто в первый раз. Даже если тебе кажется, что ты всё о нем уже знаешь (иллюзия, созданная СМИ), многое открываешь заново.
Может, от возраста зависит. От того, что сам в жизни пережил.
Незаметно прошел на прошлой неделе юбилей Евгения Стеблова. Переживали потерю за потерей в кинематографе. И пропустили.
Посмотрела старенькую «Линию жизни» актера. Запись аж 2005 года. А смотрится вполне современно.
Он спросил у зрителей – почему человек становится артистом?
И выбрал, как лучший, ответ:
- Душевнобольной.
Да, в психиатрии это называется художественный склад психики. Только человек о себе этого не знает.
Сам себе он чудовищно не нравился. «Сейчас понимаю, что зря».
Поступил в Щукинское театральное училище в 16 лет. Педагог и актриса Цецилия Мансурова, жена графа Шереметева (это отдельная история) была знакомой его бабушки. Но дело не в блате, в чем мы сами смогли убедиться.
В ранней юности нравилось играть стариков. Гримировался, даже стоял у церкви, но подавали мало. Больше мелочи они с мальчишками находили под деревянными платформами Рижского вокзала.
Успех «Я шагаю по Москве» ошеломил. Им, между прочим, с Михалковым, тогда было по 18 лет. Об их возрасте я и не задумывалась. Сыграли-то гениально. И сами не поверили, когда проснулись знаменитыми. Особенно он.
- Мне казалось, что это какой-то обман, недоразумение. Скоро всё раскроется и будут просто бить, понимаете?
- Дружите ли вы с Никитой Михалковым? - вопрос звучит не лучше, чем тот из фильма.
Но он мягко улыбается.
- Да... Этот вопрос – роковой.
Подружились они на самом деле не на съемках у Данелии, а на фильме «Перекличка», где сыграли танковый экипаж.
С Никитой - одна из самых крепких дружб в жизни. Понимают друг друга не с первого слова. С одного взгляда.
- Можем ссориться – ну вот, как в «Я шагаю по Москве».
- А когда наступил тот переломный момент, когда ты начал себе нравиться? И как жизнь изменилась? – это сын его спросил.
- Знаешь что, Серега?..
Когда стал Мастером. Научился владеть инструментом, которым, собственно, сам является.
- В жизни я человек стеснительный, а на сцене мне море по колено.
- Судьбы у женщин-актрис нескладные. Приходят все красивые... Но если бы такая сидела одна в уголке в научно-исследовательском институте, она была королева. А тут – одна из многих.
- Самое главное в нашей профессии – лишнего не сделать.
- Я глубоко убежден: пускать зрителя в закулисье это все равно что пускать неподготовленного человека в операционную во время сложной операции. Он в обморок упадет.
Как он первый раз играл любовь - еще и несовершеннолетних - в фильме "До свидания, мальчики!" - рассказывать не буду. О таком кино всуе говорить нельзя. Вселенная. Вчера наткнулась на одном канале, до сих пор в глазах стоит Ангелина Степанова... Мать идет за поездом, на котором уезжает ее сын. Они больше никогда не встретятся. И она это видит уже здесь и сейчас.
Простите, не могу не вспомнить только один вопрос, заданный актеру уже в августе 2014 года.
- Евгений Юрьевич, съемки фильма проходили в Евпатории и в Одессе. Как вы воспринимаете события, происходящие сегодня на Украине, в частности, в Одессе?
- Если бы мне сказали даже не 50 лет назад, а всего пять, что в Одессе проявится фашизм, как это происходит сейчас, ни за что на свете я бы не поверил. Наши мальчики ушли на войну, и двое из них не вернулись. Мой герой – автор повести Борис Балтер - умер в Евпатории в 54 года во многом от ран, полученных на войне. Миллионы людей погибли, что избавить Европу от фашизма, и если представить, что думают все погибшие бойцы, видя с небес возрождение этой чумы на Украине, то больно вдвойне.
**********
- Я очень люблю своих партнерш. Вот есть жена...
- А есть сценическая партнерша. Это никакого отношения к реальным чувствам не имеет. Любовь – огромный труд души, это творчество. Вот у них (мужчин, которые уверены, что нужно иметь много женщин) не хватает этого труда, терпения дождаться новой волны... Мне не интересно бегать от одной женщины к другой и все время оставаться на второй год.
********
Задали актуальный для сегодняшнего времени вопрос: что значит быть публичным человеком?
- Ты должен быть ответственным за ту симпатию, которую проявляет к тебе зритель. Для меня в этом смысле примером была Любовь Петровна Орлова. Вот сейчас все друг друга гениями называют, особенно попса в шоу-бизнесе...(Мария Владимировна Миронова на одной тусовке мне сказала: «Жень, вот помрешь и начнут великой называть. И что обидно – оттуда-то ответить не сможешь»).
Любовь Петровна понимала вот эту миссию публичного человека. Пример такой. Как-то у нас рабочий сцены отмечал юбилей, подготовился, выписал родственников из деревни и пригласил всех наших народных артистов.
И никто не пришел.
Кроме Любови Петровны Орловой.
- Она пришла, потому что считала, что не имеет права не прийти. Не случайно ее в театре звали Любочка – сердечное такое обращение.
- При этом в жизни она походила на своего персонажа в фильме «Весна», когда она играет профессора. Между нами с нею всегда была дистанция, но держала ее не она...
- ... А мы. Потому что она была действительно принцесса. Редчайший женский дар. Она ничего для этого не делала. Мы не могли приблизиться – при полной ее простоте и естественности она все равно была где-то...
Евгений Юрьевич смог только жестами показать.
************
Уникальный директор картины, голос которого он скопировал для персонажа в «Рабе любви».
- Стоит однажды такой грустный. Я спросил почему. «Вот вы знаете, Жень, мы снимаем Минск-товарный, сцену боя. С каскадерами, танками, трюками... И оператор велел на заднем плане два состава товарных сжечь». Я говорю: «Ну и что?» И тут он выразился так, как я не могу сейчас выразиться.
Но интеллигентный человек всегда найдет эквивалент.
- Ну... Зачем?
А дальше было нечто.
- Сыграл. И тут произошла метаморфоза. Некоторые зрители решили, что я сыграл представителей сексуальных меньшинств. Цели такой не было – честно говорю, но когда пошла слава среди этого контингента, я отказываться не стал.
В студии 2005 год. В зале веселый доброжелательный смех.Никакой толерантности! Никакого страха, что забанят или вырежут, затрут, поднимут хай, как сегодня.
- И можно сказать, что я первым в советском кино сыграл представителя сексуальных меньшинств, испытывая с их стороны некое уважение к себе.
Но если перебрать всех экранных героев Евгения Юрьевича, то человек, знающий его биографию, сможет предположить, что самого себя, вернее, одного из своих предков, он органично сыграл в роли папеньки Ильи Ильича Обломова.
*******
- Я очень верю в то, что тот мир, который мы создаем на экране, очень влияет на меня в жизни. Всё взаимосвязано. В этом есть какая-то тайна, которую если б я знал, то ... она не была бы уже тайной.
******
Все время "Линии жизни" из зала на него смотрела его семья. Через несколько лет все изменится. Жена Татьяна уйдет из жизни (у нее был тяжелый врожденный порок сердца). Сын, красивый юный мальчик в этот миг полный любви к происходящему, уйдет в монастырь и даст обет безбрачия.
Личный выбор должен быть у каждого. Не нам о нем судить.
*******
На самом деле написать-то я хотела про мысль, которой актер закончил встречу со зрителями. Ведь если подумать – она гораздо шире и распространяется не только на мир творческих людей. Она вообще про мир.
Делюсь, чтоб тоже вы о ней подумали.
- По протекции можно получить возможность. Но сыграть талантливо по протекции нельзя. Все увидят, что ты бездарь или средний. А среднее дарование хуже, чем бездарь. Бездарь хоть понимает свое место. А люди среднего дарования не понимают и всё время жрут одаренных людей, потому что они легче объединяются. Их больше и они как бы усреднены. А люди одаренные – они очень разные. И они - разобщены.