В 1917 году Российская империя рухнула. Сейчас никто не сомневается в том, что катастрофу спровоцировали не кучка большевиков и не сотня-другая германских разведчиков. Была какая-то огромная сила, которая подорвала основу царского режима в России. Можно ли считать, что этой силой были старообрядцы?
Еще великий русский философ Николай Бердяев говорил, что истоки русского коммунизма надо искать в народной среде. Ему вторил Александр Солженицын, который был уверен, что 1917 год был бы невозможен без раскола православия в 1653 году, когда патриарх Никон впервые осенил себя не двуперстным, а трехперстным крестным знамением...
Свободу Второму Риму!
Раскол Русской православной церкви в середине XVII века был, увы, закономерным явлением, ибо в результате Смуты к власти в государстве фактически пришел патриарх Филарет Романов, обладавший куда большими полномочиями, нежели его сын Михаил.
Филарет создал не просто церковь, он создал государство в государстве. В титул патриарха входили слова «великий государь», монастыри были освобождены от податей, а на лучших землях раскинулась «патриаршина» — личные владения патриарха. Но самое главное — церковь начала формулировать государственные задачи, считаясь со своей логикой, а не с логикой развития России. Так, например, церковью была поставлена нереалистичная цель: нанести удар по Османской империи, освободить Константинополь и Иерусали мот мусульман, возродить Второй Рим и единым греко-русс ким молебном ознаменовать это славное событие.
А совместный молебен с освобожденными греками невозможен без приведения русских богослужебных книг в соответствие с греческими.
Старая новая вера
Этим была вызвана «книжная справа» — исправление русских священных текстов и прочие нововведения, призванные сблизить греческую и русскую обрядность.
Реформа Никона отменяла двуперстное русское крестное знамение. написание имени Бога через одно И (Исус), а также определяла иное направление прохождения крестного хода, частично меняла Символ веры, одежды монахов, пение молитв, количество возгласов «аллилуйя» в конце молебна, характер поклонов и многое другое. Для современного человека это детали и частности. Для человека XVII века — нет. «Справа» книг и введение в 1653 году нового обряда породили глубокое непонимание действий высших священнослужителей со стороны большинства верующих. Если церковные иерархи понимали значение стратегии патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, то обычным верующим такая «геополитика» была чужда. Низы верить по-новому отказались. Тогда церковное и светское руководство решило применить силу.
Не хочешь - заставим
В России запылали костры, сторонников древнего православия начали казнить, пытать, обвинять в ереси. С момента раскола до начала правления Петра I в России были сожжены почти 80 ревнителей старой веры.
Десятки староверов умерщвлены другими способами. Всем известная боярыня Морозова (героиня полотна Василия Сурикова) была умучена голодом.
Большинство старообрядцев не выдерживали репрессий и переходили к никонианам, меньшинство староверов продолжали упорствовать. Старообрядцы уходили в леса Сибири и Поволжья, на Север — туда, где до них не могли дотянуться руки царя и патриарха. Но не все старообрядцы бежали, многие пытались сопротивляться.
В 1668 году восстание вспыхнуло на Соловках, где монахи тказались признавать новые книги, нового игумена и молиться за царя-реформатора.
Соловецкое сидение длилось 9 лет! В то же самое время старообрядцы приняли активное участие в восстаниях Степана Разина, Василия Уса и Алены Арзамасской. В 1681 году восстание старообрядцев вспыхнуло в самой Москве. Есть сведения об участии староверов в бунтах стрельцов в 1682 и 1698 годах, в бунтах на Дону в 1687-м и 1698-м. В Олонецком крае старообрядцы дважды захватывали Палеостровский монастырь в 1687 и 1689 годах. Участвовали они и в саратовском восстании в 1693-м. В начале XVIII века староверы поддержали восстание Кондратия Булавина на Дону.
Бунты окончились поражением, участников казнили жуткими казнями. Тех же «соловецких сидельцев» четвертовали, замораживали, подвешивали за ноги и за ребра. Однако даже с помощью террора покончить с расколом не удалось.
Попытка замирения
Тогда власть сменила тактику. Уже при Петре I старообрядцам позволили легализоваться.
Правда, за это надо было платить налоги в двойном размере. Кое- кто из староверов на это пошел.
Большинство нет. При Петре III старообрядцам официально разрешили селиться в восьми губерниях России. Однако «доброго» царя Петра Федоровича убили, и староверы примкнули к лже-Петру, Емельяну Пугачеву. После разгрома его восстания Екатерина II разрешила в районах с преобладанием старообрядческого населения (например, в Астрахани) священникам-никонианам вести службы по старым богослужебным книгам. Павел I полностью простил раскольников, сказав, что «древлеправославие» — не государственное преступление.
А Александр I и Нико лай I заявляли о существовании единоверия и преодолении раскола. Старообрядцы притихли. Но далеко не все.
Хождение в революцию
Часть из них пошла в революцию. Действительно, в чем разница взглядов «бегунов» — старообрядцев. резко критиковавших царизм и не желавших получать царские паспорта, — и революционеров, тоже ненавидевших самодержавие и скрывавшихся под чужими именами на конспиративных квартирах? В чем разница взглядов «безденежников», отрицавших царские деньги как «антихристовы», и не принимавших деньги анархистов?
Теперь трудно сказать, кто кого использовал для своих антиправительственных действий — революционеры старообрядцев или старообрядцы революционеров. Однако факты — упрямая вещь, и они говорят, что из 500 активных народовольцев 23 были старообрядцами.
Как известно, в 1881 году народовольцам удалось убить царя.
Почему охранники Александра II не заметили бежавшего рядом с государевой каретой бомбиста Николая Рысакова, выходца из староверческой Арбозерской волости Белозерского уезда?
Бездействие окружавших императора казаков может казаться загадочным, если не знать, что из 70 человек «собственного его величества взвода» 50 были старообрядцами...
«Мы на горе всем буржуям...»
Всем известно, что старообрядец Савва Тимофеевич Морозов не только финансировал большевистскую прессу, но даже покупал для РСДРП оружие. Не все старообрядцы были столь же радикально настроены, но революционность была присуща многим. Так, во Временное правительство вошли старообрядцы Александр Гучков (военный министр), Александр Коновалов (министр торговли и промышленности), Антон Карташев (министр вероисповеданий). Центральный военно-промышленный комитет возглавили старообрядцы Дмитрий Сироткин и Павел Ря- бушинский. Здесь уместно будет вспомнить, что именно военная политика Временного правительства, за которую отвечали старообрядцы, привела к повальной большевизации армии.
В годы Гражданской войны Западно-Сибирская крестьянская Красная армия на Алтае состояла в значительной мере из старообрядцев. Она освободила от колчаковцев и Алтай, и часть Южной Сибири. Ну а возглавил законодательную власть молодой Советской России выходец из старообрядческой семьи Михаил Калинин. Несостоявшуюся мировую революцию, первым этапом которой должно было стать выступление рабочих Германии, готовила товарищ Лидия Вильгельм, она же член РКП(б) Елена Стасова, родившаяся в старообрядческой семье. Все это может быть и случайностью, но случайности в истории — вещь редкая...