Найти тему

ТРЕХСОТЛЕТНЯЯ ВОЙНА

Оглавление

В 1917 году Российская империя рухнула. Сейчас никто не сомневается в том, что катастрофу спровоцировали не кучка большевиков и не сотня-другая германских разведчиков. Была какая-то огромная сила, которая подорвала основу царского режима в России. Можно ли считать, что этой силой были старообрядцы?

Еще великий русский фило­соф Николай Бердяев говорил, что истоки русского коммунизма надо искать в народной среде. Ему вто­рил Александр Солженицын, кото­рый был уверен, что 1917 год был бы невозможен без раскола пра­вославия в 1653 году, когда пат­риарх Никон впервые осенил себя не двуперстным, а трехперстным крестным знамением...

Свободу Второму Риму!

Раскол Русской православной церкви в середине XVII века был, увы, закономерным явлением, ибо в результате Смуты к власти в государстве фактически пришел патриарх Филарет Романов, обла­давший куда большими полномо­чиями, нежели его сын Михаил.

Филарет создал не просто цер­ковь, он создал государство в го­сударстве. В титул патриарха вхо­дили слова «великий государь», монастыри были освобождены от податей, а на лучших землях раскинулась «патриаршина» — личные владения патриарха. Но самое главное — церковь начала формулировать государствен­ные задачи, считаясь со своей логикой, а не с логикой развития России. Так, например, церковью была поставлена нереалистичная цель: нанести удар по Османской империи, освободить Константи­нополь и Иерусали мот мусульман, возродить Второй Рим и единым греко-русс ким молебном озна­меновать это славное событие.

А совместный молебен с осво­божденными греками невозмо­жен без приведения русских бо­гослужебных книг в соответствие с греческими.

Старая новая вера

Этим была вызвана «книжная справа» — исправление русских священных текстов и прочие но­вовведения, призванные сблизить греческую и русскую обрядность.

Реформа Никона отменяла дву­перстное русское крестное знаме­ние. написание имени Бога через одно И (Исус), а также определяла иное направление прохождения крестного хода, частично меняла Символ веры, одежды монахов, пение молитв, количество возгла­сов «аллилуйя» в конце молебна, характер поклонов и многое дру­гое. Для современного человека это детали и частности. Для че­ловека XVII века — нет. «Справа» книг и введение в 1653 году но­вого обряда породили глубокое непонимание действий высших священнослужителей со сторо­ны большинства верующих. Если церковные иерархи понимали зна­чение стратегии патриарха Нико­на и царя Алексея Михайловича, то обычным верующим такая «гео­политика» была чужда. Низы верить по-новому отказались. Тогда церковное и светское руководство решило применить силу.

Не хочешь - заставим

В России запылали костры, сторонников древнего право­славия начали казнить, пытать, обвинять в ереси. С момента рас­кола до начала правления Петра I в России были сожжены почти 80 ревнителей старой веры.

Десятки староверов умерщвле­ны другими способами. Всем известная боярыня Морозова (героиня полотна Василия Су­рикова) была умучена голодом.

Большинство старообряд­цев не выдерживали репрессий и переходили к никонианам, мень­шинство староверов продолжа­ли упорствовать. Старообрядцы уходили в леса Сибири и Повол­жья, на Север — туда, где до них не могли дотянуться руки царя и патриарха. Но не все старооб­рядцы бежали, многие пытались сопротивляться.

В 1668 году восстание вспых­нуло на Соловках, где монахи тказались признавать новые книги, нового игумена и мо­литься за царя-реформатора.

Соловецкое сидение длилось 9 лет! В то же самое время ста­рообрядцы приняли активное участие в восстаниях Степана Разина, Василия Уса и Алены Ар­замасской. В 1681 году восста­ние старообрядцев вспыхнуло в самой Москве. Есть сведения об участии староверов в бунтах стрельцов в 1682 и 1698 годах, в бунтах на Дону в 1687-м и 1698-м. В Олонецком крае ста­рообрядцы дважды захватыва­ли Палеостровский монастырь в 1687 и 1689 годах. Участвовали они и в саратовском восстании в 1693-м. В начале XVIII века ста­роверы поддержали восстание Кондратия Булавина на Дону.

Бунты окончились поражени­ем, участников казнили жутки­ми казнями. Тех же «соловецких сидельцев» четвертовали, за­мораживали, подвешивали за ноги и за ребра. Однако даже с помощью террора покончить с расколом не удалось.

Попытка замирения

Тогда власть сменила такти­ку. Уже при Петре I старообряд­цам позволили легализоваться.

Правда, за это надо было платить налоги в двойном размере. Кое- кто из староверов на это пошел.

Большинство нет. При Петре III старообрядцам официально разрешили селиться в восьми губерниях России. Однако «доб­рого» царя Петра Федоровича убили, и староверы примкнули к лже-Петру, Емельяну Пуга­чеву. После разгрома его вос­стания Екатерина II разрешила в районах с преобладанием старообрядческого населения (например, в Астрахани) свя­щенникам-никонианам вести службы по старым богослужеб­ным книгам. Павел I полностью простил раскольников, сказав, что «древлеправославие» — не государственное преступление.

А Александр I и Нико лай I заявля­ли о существовании единоверия и преодолении раскола. Старо­обрядцы притихли. Но далеко не все.

Хождение в революцию

Часть из них пошла в револю­цию. Действительно, в чем разни­ца взглядов «бегунов» — старо­обрядцев. резко критиковавших царизм и не желавших получать царские паспорта, — и револю­ционеров, тоже ненавидевших самодержавие и скрывавшихся под чужими именами на конспи­ративных квартирах? В чем раз­ница взглядов «безденежников», отрицавших царские деньги как «антихристовы», и не принимав­ших деньги анархистов?

Теперь трудно сказать, кто кого использовал для своих анти­правительственных действий — революционеры старообрядцев или старообрядцы революцио­неров. Однако факты — упрямая вещь, и они говорят, что из 500 ак­тивных народовольцев 23 были старообрядцами.

Как известно, в 1881 году на­родовольцам удалось убить царя.

Почему охранники Александра II не заметили бежавшего рядом с государевой каретой бомбиста Николая Рысакова, выходца из староверческой Арбозерской волости Белозерского уезда?

Бездействие окружавших импе­ратора казаков может казаться загадочным, если не знать, что из 70 человек «собственного его величества взвода» 50 были ста­рообрядцами...

«Мы на горе всем буржуям...»

Всем известно, что старо­обрядец Савва Тимофеевич Мо­розов не только финансировал большевистскую прессу, но даже покупал для РСДРП оружие. Не все старообрядцы были столь же радикально настроены, но революционность была прису­ща многим. Так, во Временное правительство вошли старооб­рядцы Александр Гучков (военный министр), Александр Коновалов (министр торговли и промышлен­ности), Антон Карташев (министр вероисповеданий). Центральный военно-промышленный коми­тет возглавили старообрядцы Дмитрий Сироткин и Павел Ря- бушинский. Здесь уместно будет вспомнить, что именно военная политика Временного правитель­ства, за которую отвечали старо­обрядцы, привела к повальной большевизации армии.

В годы Гражданской войны Западно-Сибирская крестьян­ская Красная армия на Алтае состояла в значительной мере из старообрядцев. Она освободила от колчаковцев и Алтай, и часть Южной Сибири. Ну а возглавил законодательную власть моло­дой Советской России выходец из старообрядческой семьи Ми­хаил Калинин. Несостоявшуюся мировую революцию, первым этапом которой должно было стать выступление рабочих Гер­мании, готовила товарищ Лидия Вильгельм, она же член РКП(б) Елена Стасова, родившаяся в старообрядческой семье. Все это может быть и случайностью, но случайности в истории — вещь редкая...