Найти тему
Беерот Ицхак

Глава Микец — Есть конец страданиям

«Мидраш Раба» (89:1) на недельную главу Микец начинается так: «Положил (Б-г) конец тьме, камню мглы и непроглядному мраку».

«Мидраш Танхума» (Микец, 1) добавляет: «Каждому творению, вышедшему из уст Всевышнего, Он поставил границы. Солнцу поставил границу, как сказано: «Из края небес появление его» (Теилим, 19:7). Небесам поставил границу, как сказано: «И в конце небес» (Дварим, 4:32). Земле дал границы, как сказано: «Творит края земли» (Йешаяу, 40:28). Исходу из Египта Он установил границу, как сказано: «И было, когда закончились 430 лет, вышли все войска Всевышнего из земли египетской» (Шмот, 12:41). Так и с Йосефом – когда его посадили в тюрьму, это время тоже имело свой конец, как сказано: «и было, когда закончились два года…»

Расскажу вам что-то из своей жизни. В Шаббат недельной главы  Беаалотха коммунисты посадили около ста учащихся ешивы, и меня среди них, в грузовые вагоны поезда, направлявшегося в Сибирь. Ехать туда было долго. Что я вам скажу – мы чувствовали, что мир обрушился нам на головы. Мы ведь не знали, что это спасло нас от вторжения немцев, начавшегося на следующий день, и что все наши друзья, которым удалось убежать от облавы, и которых мы считали счастливчиками, погибнут от рук злодеев.

Было у нас только два утешения: во-первых, мы были сплоченной группой и подбадривали друг друга. А во-вторых, у нас были с собой тфиллин и книги, у каждого свои. И Мегилат Эстер у нас была, и шофары. С их помощью, мы надеялись, продержимся и в этом снежном аду. Но надежды наши не оправдались. Оказалось, что беды еще не закончились.

Мы приехали в лагерь в воскресенье недельной главы Матот-Масей. Там у нас отняли все книги, все святые тфиллин, мегилот и шофары… И все сожгли у нас на глазах! Невозможно описать отчаяние и ужас, охватившие нас. Что мы будем делать без книг, как выживем без тфиллин? Всё, мы пропали…

Но ученики ешивы Новардок никогда не отчаиваются! В тот же вечер, после многочасовой изнурительной работы, мы собрались в одном из темных уголков лагеря и провели ваад шель хизук – «собрание моральной поддержки». Страшно подумать, что бы с нами сделали, если бы поймали: подпольная организация в сибирском лагере! Мы поставили «часовых», чтобы предупредили, если кто-то приблизится, и каждый, кто хотел что-то сказать, получил слово. С одним условием: времени мало, вокруг – опасность. Каждому «оратору» дали полторы минуты. Больше всего мне запомнились слова моего друга Герцля Рогочинера:

«Говорит пророк (Йешаяу, 40:27): «Зачем говорить тебе, Яаков, и твердить тебе, Израиль: Скрылся мой путь от Г-спода, и правление Б-га оставило меня. Разве ты не знаешь, разве не слышал – вечен Г-сподь, Творец краев земли. Не устанет и не изнеможет, безгранична мудрость Его». Странно: человек думает, что Всевышний отвернулся от него. А что ему отвечают? Что Всевышний создал мир. Что это за утешение?

А ответ таков: когда человек страдает, он страдает дважды: кроме страданий, испытываемых им в настоящем, его мучает еще и мысль о том, что так будет продолжаться бесконечно. Этой мысли самой по себе достаточно, чтобы впасть в отчаяние, и тогда человеку уже не встать, не дай Б-г. Более того: он может подумать, что поскольку сам Всевышний – вечен и бесконечен, так и страдания, которые Он приносит – тоже бесконечны.

Поэтому ему говорят:

читать дальше