Названия этих станций очень хорошо запомнились тем, кто здесь проходил службу, как говорили раньше на "Манжурке". Большинство военных городков превратилось в развалины.
Длина участка Оловянная - Борзя - 99, 3 км. Временное движение поездов начато 5 июля 1901 года, а регулярное пассажирское и грузовое движение открыто 1 июля 1903 года. 4 декабря 2012 года участок был полностью электрифицирован.
Два железнодорожных моста находятся на 6444 километре. До станции Ясногорск река извивается с правой стороны по ходу поезда. Железнодорожный мост через Онон начали строить в 1897 году, рабочие жили в землянках и палатках. Пиломатериалы, кирпич, конструкции моста, рельсы и другие необходимые грузы для строительства завозились через Суэцкий канал, морями вокруг континента, затем по Амуру и Шилке.
В годы Гражданской войны железнодорожный мост был взорван Красной армией при отступлении, а затем и отступающей Белой Армией. Впоследствии восстановленный, мост уже не имел прежних кружевных металлических форм и прежнего великолепного архитектурного решения.
На 6455 километре - станция Ясногорск - Забайкальский, вокзал с северной стороны. Поселок при станции – Ясногорск, возник в середине 1970-х годов в связи со строительством Харанорской ГРЭС, около железнодорожного разъезда № 73, статус поселка городского типа получил в 1981 году. Население около 10 тысяч человек. Расположен на правом берегу реки Турга, рядом ее впадения в Онон. В поселке средняя школа, 2 детских сада, филиал Калангуйского ПТУ, культурно-досуговый центр, районная больница, дом-интернат, почта, церковь, рынок, магазины.
Ясная или разъезд № 74 на 6464 километре, вокзал с северной стороны. Расположена в долине реки Турги. Основан в 1904 г. во время русско – японской войны.
С 1929 года в Ясной формировались эскадроны 15-й и 22 –ой кавалерийских дивизий. В 1939 году дислоцировались 22-й гвардейский ночной бомбардировочный Красноярский ордена Суворова авиаполк, 33-я химическая танковая бригада и 13-й отдельный минометный батальон.
В довоенное время на полигоне между 74-м и 75-м разъездом (Ясной и Ясногорском) проводились испытания химического оружия. С декабря 1960 по 1991 год в Ясной стояла 47 ракетная дивизия (с 4 октября 1991 года снята с боевого дежурства и расформирована), с 1992 по 2009 год 131 гвардейская Лозовская Краснознаменная мотострелковая дивизия. В настоящее время воинских частей нет.
Станция Бырка на 6480 километре, вокзал с северной стороны, рядом со станцией расположены армейские склады. Поселение возникло с связи со строительством ветки Карымская – Маньчжурия.
Станция Мирная построена в 1901 году, вокзал находится с южной стороны. Ранее поселок процветал как военный городок. В разное время здесь были расквартированы:
- 63 Слонимско -Померанский Краснознаменный орденов Суворова и Кутузова 2 степени мотострелковый полк;
- 25 гвардейский Нежинский ордена Б. Хмельницкого 2 степени мотострелковый полк;
- 930 гвардейский Келецкий самоходный артиллерийский полк, 11 мотострелковой дивизии.
- 90 гвардейский Митавский танковый полк; -268 гвардейский Ельнинский Краснознаменный танковый полк;
- 873 Минский ордена А. Невского самоходный артиллерийский полк 2 танковой дивизии.
После вывода воинских частей от гарнизона остались руины.
Станция Безречная на 6496 километре, вокзал с южной стороны.
Еще один брошенный военный городок. В годы войны на станции Безречная располагалось 7 госпиталей. По примерным подсчетам на кладбище станции Безречная захоронено около 3,5 тысяч бойцов и офицеров. На сегодняшний день установлено 511 имен тех, чьи останки и по сей день покоятся в братских могилах. Местные жители помнят, что здесь располагались:
- части 122 гвардейской Волгоградско-Киевской ордена Ленина Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова мотострелковой дивизии, до середины 1967 года; -
- 11 гвардейская Нежинско - Кузбасская ордена Суворова 2 степени мотострелковая дивизия с 1968 по сентябрь 1992 года;
- 205 отдельная вертолетная эскадрилья с 1976 по 1989 г., в 1985 была в Афганистане, выведена в 1988 в Хадабулак;
- 22 Краснознамённый Халхингольский истребительный авиационный полк 50 отдельного гвардейского корпуса ПВО;
- отдельный реактивный артиллерийский полк;
- 257 автомобильный ремонтный завод, прибыл в 1980 году из Киева;
- 2 гвардейская Тацинская Краснознаменная ордена Суворова танковая дивизия - с 1990 - 2005 годы.
Станция Хада – Булак, на 6510 километре, вокзал с южной стороны. Небольшая станция, где в 1939 году была расквартирована 22 –я кавалерийская дивизия.
Станция Шахтерская (разъезд № 78) на 6518 километре, южная сторона. Станция в пределах поселка Шерловая гора. Обслуживает Харанорский угольный разрез. Она стала главной погрузочной станцией Забайкальской железной дороги, отсюда уходило к потребителям 420- 450 вагонов угля ежесуточно.
Станция Шерловая (разъезд № 79) на 6525 километре, небольшой вокзал с южной стороны, с этой стороны и большое озеро Харанор. Поселок, образовавшийся при станции, разделен железной дорогой на две части (западную и восточную). Западная часть представляла собой военный городок.
На сегодняшний день территория военного городка, в связи с выводом воинских частей, заброшена. Восточная часть застроена малоэтажными жилыми домами усадебного типа, имеет линейную структуру, сформирована вдоль основной ул. Линейная и железной дороги «Карымская – Забайкальск».
В состав городского поселения «Шерловогорское» входят четыре участка жилой застройки – центральный поселок Шерловая Гора, Шерловая 1 (Харанор), Вершина и поселок железнодорожной станции Шерловая. Расстояние от центрального поселка до железнодорожной станции составляет 6,8 км.
Станция Зун- Торей. Вокзал с северной стороны, на 6536 километре Транссиба.
Станция Борзя на 6542 километре Транссиба, вокзал с северной стороны, районный центр, крупная железнодорожная станция.
Вспомнили знакомые места? Встретили ошибки в описании? Вам в - комментарии!
.