Если вы возмущены действиями банка, на него можно найти управу. Клиенты вправе обращаться в разные органы с жалобами на действия или бездействие финансовых учреждений и их сотрудников.
Итак, куда можно обратиться.
Банк России
Это орган регулирования и надзора в банковской сфере. Он устанавливает правила, по которым осуществляются банковские операции, и выполняет функцию надзора за тем, как банки соблюдают законы и нормативные акты самого Банка России (согласно пунктам 5 и 9 статьи 4 и ст. 56 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86ФЗ).
В каких случаях стоит обращаться в Банк России
1. Вы заключили договор потребительского кредита, и банк установил процентную ставку выше, чем 1% в день.
2. Вам отказали в заключении договора или в открытии вклада (счёта) из-за подозрений, будто вы отмываете преступные доходы или финансируете терроризм.
(Часть 23 статьи 5, часть 1 статьи 16 закона №353ФЗ от 21.12.13; пункты 5.2 и 13.5 статьи 7 закона №115ФЗ от 07.08.01).
Роспотребнадзор
Этот орган занимается защитой прав потребителей. Клиент, которому банки оказывают финансовые услуги, тоже является потребителем.
(Согласно пункту 1 статьи 40, пункту 1 статьи 42.3 в законе РФ №2300-1 от 07.02.92г, а также пункта 3 Положения №412 от 02.05.12 г и Положения №322 от 30.06.04 г. Правительства РФ).
В каких случаях стоит подавать жалобу в Роспотребнадзор
1. Банк навязывает дополнительные (сопутствующие) платные услуги, свои или партнёрские. Например, sms-оповещения, страхование и т.п.
2. Банк предоставляет неполную и/или недостоверную информацию об услугах и продуктах банка, и вводит в заблуждение клиента.
3. Банк в одностороннем порядке изменяет условия договора.
Роскомнадзор
Это уполномоченный орган, который защищает права субъектов персональных данных. Если при обработке ваших данных допущены нарушения, обращайтесь сюда.
(Часть 1 статьи 23 Закона №152ФЗ от 27.07.06г; пункты 1, 5.11 Положения №228 от 16.03.09г).
К примеру, можно подать жалобу на то, что банк или его партнёры допустили обработку данных без вашего на то согласия. (Пункт 18 Обзора судебной практики от 27.09.17).
Бюро кредитных историй
Если вы не согласны с информацией, которую банк внёс в вашу кредитную историю, можете написать заявление о внесении изменений/дополнений. (Пункт 5 статьи 3, часть 3 статьи 8 Закона №218ФЗ от 30.12.04).
Суд
Согласно статьи 11 Гражданского Кодекса граждане могут защищать свои права в суде.
Примеры судебных исков по причине нарушения клиентских прав банками и их сотрудниками: пункт 3.1 пост. Конституционного Суда №28П от 27.10.15; определение Верховного Суда Российской федерации №32КГ 18-19 от 21.08.18; пункт 7 Обзор судебной практики от 27.09.17, утверждённого Президиумом Верх. Суда РФ.
Поводы для обращения в суд
1. Вы хотите признать договор банковского вклада заключённым в ситуации, когда на стороне банка выступало лицо, неуполномоченное на такие действия.
2. Заёмщик хочет признать исполненным свой кредитный договор.
3. Банк нарушил обязанность возвратить сумму вклада.