ИС-7 (Индекс ГБТУ — Объект 260) — опытный советский тяжёлый танк. Разработан в 1945—1947 годах, выпуск ограничился шестью прототипами и незначительным числом предсерийных машин, произведённых в 1949 году. Подобно предшественникам, предназначенным для прорыва мощных оборонительных полос противника, ИС-7 имел хорошую бронезащиту. Мощнейший танк своего времени и один из самых тяжёлых среди советских танков. На вооружение Советской Армии не принимался, но многие, из впервые применённых на этом танке технических решений, были впоследствии успешно использованы в серийных машинах.
ИС-7
ИС-7 образца 1948 года
Классификация
Боевая масса, т
68
Экипаж, чел.
5 чел.
История
Разработчик
Производитель
Опытный Завод №100 и ЛКЗ (образцы 1946 г.)
ЛКЗ (образцы 1948 г.)
Годы разработки
Годы производства
Годы эксплуатации
1946 - 1949 (в опытном порядке)
Количество выпущенных, шт.
6 прототипов (2 шт. - образец 1946 года, 4 шт. - образец 1948 года)
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм
7380
Длина с пушкойвперёд, мм
10000
Ширина, мм
3440
Высота, мм
2480
Клиренс, мм
410
Бронирование
Тип брони
Лоб корпуса (верх), мм/град.
150/65°
Лоб корпуса (низ), мм/град.
150/50°
Борт корпуса (верх), мм/град.
150/45°
Борт корпуса (низ), мм/град.
100/40-65°
Корма корпуса (верх), мм/град.
60/55°
Корма корпуса (низ), мм/град.
100/15°
Днище, мм
20
Крыша корпуса, мм
20
Лоб башни, мм/град.
210/51-60°
Маска орудия, мм/град.
350/0°
Борт башни, мм/град.
150/30-65°
Корма башни, мм/град.
94
Крыша башни, мм
50
Вооружение
Калибр и марка пушки
Тип пушки
Длина ствола, калибров
54
Боекомплект пушки
30 снарядов
Углы ГН, град.
360
2 × 14,5-мм КПВТ
6 × 7,62-мм РП-46
Боекомплект пулемётов
400 патронов (для КПВТ)
2500 патронов (для РП-46)
Двигатель
М-50Т
Производитель
Тип
62 400 см3
Максимальная мощность
1050 л. с., при 1850 об/мин
Максимальный крутящий момент
4606 Н·м
Конфигурация
12
Диаметр цилиндра
180 мм
Ход поршня
180 и 209,8 мм
13,5
Охлаждение
Тактность (число тактов)
4
Рекомендованное топливо
Подвижность
Мощность двигателя, л. с.
1050
Скорость по шоссе, км/ч
60
Скорость по пересечённой местности, км/ч
32
Запас хода по шоссе, км
300
Ёмкость топливных баков, л
1300
Удельная мощность, л. с./т
15,45
Тип подвески
Индивидуальная, торсионная
Ширина гусеницы, мм
710
Удельное давление на грунт, кг/см²
0,97
Преодолеваемый подъём, град.
30
Преодолеваемый брод, м
1,5
История созданияПравить
Проект был осуществлен танковым конструктором Николаем Фёдоровичем Шашмуриным.
Летом 1945 года в г. Ленинграде началось проектирование Объекта 260, получившего индекс ИС-7. Для его детальной проработки было создано несколько узкоспециализированных групп, руководителями которых назначили опытных инженеров, имевших большой опыт в создании тяжелых танков.
Описание конструкцииПравить
Хотя ИС-7 являлся во многом развитием тяжёлого танка ИС-3, на нём было применено множество новейших решений, значительно опередивших своё время. Компоновка танка классическая, отделение управления объединено с боевым. В вытянутой носовой части корпуса, где размещался механик-водитель, удалось рационально и удобно скомпоновать отделение управления. Наведение пушки с пулемётами в маскеоблегчили силовые электроприводы, управляемые с пульта наводчика. Из-за солидного веса снарядов экипаж танкапополнился вторым заряжающим и состоял из пяти человек: механик-водитель, командир, наводчик и двое заряжающих. Чтобы облегчить и ускорить работу, боекомплект из 25 выстрелов, уложенный в корме башни, подавался по транспортёру[1].
Броневой корпус и башняПравить
Броневой корпус ИС-7 сваривался из катаных гомогенных броневых плитразличной толщины. Лобовая часть выполнялась из трёх листов с большими углами наклона по схеме «щучий нос» из 150-мм плит, борта для большей жёсткости сложной формы с обратным уклоном вверху изготавливались (не сваривались, а гнулись под прессом) из двух частей — верхних наклонных толщиной 150 мм и вогнутых внутрь нижних толщиной 100 мм. Кормовая часть состояла из нижней детали 100-мм толщины и сильно наклоненной 60-мм верхней детали. Штампованные крыша и днище имели толщину 30 и 20 мм, соответственно.
Башня танка — литая, четырёхместная, очень больших размеров, но невысокая и с большими углами наклона брони. Броня башни переменной толщины, от 94 мм в кормовой части башни до 210 при суммарном наклоне 51-60 градусов в лобовой, толщина маски орудия достигала 355 мм.
Вооружение
Основным вооружением танка являлась мощная 130-мм танковая нарезная пушка С-70 с длиной ствола 57,4 калибра и начальной скоростью 33,4-килограммового бронебойного снаряда900 м/с разработанная на базе 130-мм морской корабельной пушки. Пушка имела вертикальный клиновой полуавтоматический затвор, оборудовалась однокамерным сетчатым дульным тормозом, системой управления огнём и механизмом заряжания с электроприводом, по типу морских артиллерийских установок. Система управления огнём при ведении стрельбы автоматически наводила пушку в соответствии с положением прицела и производила выстрел. Боекомплект орудия составлял 30 выстреловраздельно-гильзового заряжания с подкалиберными бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, размещавшихся на полу боевого отделения и в надгусеничных нишах
Помимо пушки, вооружение ИС-7 составляли 8 пулемётов, из них 2 — 14,5-мм КПВТ и 6 — 7,62-мм РП-46. Один из КПВТ и два РП-46 были установлены в маске пушки, второй КПВТ устанавливался на турели на крыше башни, из оставшихся четырёх РП-46, два крепились по бортам кормовой части башни для стрельбы назад и два — по бортам корпуса на надгусеничных полках для стрельбы вперёд. Все пулемёты, кроме спаренных с пушкой, оборудовались дистанционным электроприводом и наводились изнутри танка. Боекомплект пулемётов состоял из 400 14,5-мм патронов и 2500 7,62-мм.
Пушка С-70 стала первой отечественной танковой пушкой с механизированной боеукладкой. Механизм представлял собой корпус, в нижней части которого было размещено 6 гильз, а в верхней части — 7 снарядов. В средней части корпуса на цапфах, закрепленных на тумбах, устанавливался качающийся лоток с досылателем. Заряжаниеосуществлялось движением кареток поперечной подачи и досылающего устройства лотка. Механизированная боеукладка имела электропривод.
В ходе испытаний скорострельностьпушки с механизированной боеукладкой была 5 выстрелов в минуту, а при ручном заряжании — 1,1 выстрела в минуту. Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом при угле возвышения 15° составляла 16 030 метров.[3]
Двигатель и трансмиссияПравить
ИС-7 оборудовались V-образным 12-цилиндровым четырёхтактнымдизельным двигателем эжекционного охлаждения М-50Т (Т-танковый) мощностью 1050 л.с, являвшимся танковым вариантом морского дизельного двигателя.
Трансмиссия на первых прототипах состояла из шестиступенчатой коробки передач и двухступенчатого механизма поворота планетарного типа, но на второй серии прототипов и предсерийных машинах устанавливалась восьмиступенчатая планетарная коробка передач и иные механизмы поворота.
Ходовая частьПравить
Подвеска катков независимая, торсионная. Ходовая часть каждого борта состояла из 7 сдвоенных опорных катков с металлическими ободами и размещёнными в балансирахгидравлическими амортизаторами. Ведущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное. Впервые в советском танкостроении на ИС-7 была применена гусеница с резинометаллическим шарниром.