Иногда ребенок становится невольным свидетелем досадного события, когда происходит что-то, совершенно не совпадающее с педагогическими намерениями родителей. События могут быть разного рода. Например, происшествие во внешнем мире, на улице. Или что-то произошло в семье, допустим, кто-то из взрослых эмоционально сорвался, выплеснул гнев на другого.
Что с этим делать?
Вы наверно слышали про такой термин «взять в рамку», то есть в нейтральное время придумать этому неприятному и потенциально травмирующему событию простое объяснение на уровне понимания ребенка. В нейтральное время – это когда эмоции улягутся, когда пройдет взвинченное состояние, когда возможно подобрать убедительные слова.
Если случилось эмоционально окрашенное, неожиданное, неприятное событие, нужно, чтобы от главного доверенного взрослого ребенок получил спокойное внятное объяснение, что произошло, почему произошло, что взрослые имели в виду.
Объяснение может быть примерно таким:
все друг друга любят, но не удалось сдержать раздражение; водитель маршрутки не плохой человек, но он очень устал, рассердился, возможно, у него неприятности дома.
Задача разговора – чтобы для ребенка всё осталось на своих местах, чтобы мир не рухнул: да, такое бывает, но оно проходит; просто люди не справляются с какими-то своими слабостями, проблемами и поэтому ведут себя таким неприятным образом и сами от этого страдают.
«Взять в рамку» никогда не поздно, потому что сильные эмоциональные события надолго застревают в детской памяти. Взрослым только кажется, что ребенок забыл.
Если произошло событие действительно экстраординарной силы, то ребенок может годами помнить, но не говорить про это, особенно если это связано с разводом родителей или с какой-то значимой утратой.
- Слышали ли вы ранее такой термин?
- Пользуетесь ли этим приемом?