Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Речь Посполитая Многих Народов. Какой была бы Россия, если бы проиграла Польше?

Один из моих любимых вопросов лженауки "альтернативной истории" (пожалуй, второй после "а если бы Чингисхан принял несторианство?") - как бы выглядела "шестая часть суши", если бы в Смутное время Польша одолела Москву, превратившись в Речь Посполитую Многих Народов от Карпат до Камчатки? Нет, само собой, я разумом понимаю, что история не терпит сослагательного наклонения и придерживаюсь мысли, что всё произошедшее со странами и народами в конечном счёте не могло не произойти. Но порой так интересно представить, что какой-то путешественник во времени как-то в позднеюрском периоде раздавил бабочку и миллионы лет спустя всё сложилось немного иначе.

На самом деле: костёл в польском селе Вершина, Иркутская область
На самом деле: костёл в польском селе Вершина, Иркутская область

...Иркутское воеводство, дворец Августа-Поликарпа Убайдуллы Потоцкого в его резиденции Великий Балаган на берегу Байкала. Этот прекрасный дворец, воздвигнутый в 1776-94 годах приглашёнными французскими мастерами более чем на столетие стал важнейшими центром шляхетской жизни в монгольской стороне. Здесь Август-Поликарп и его потомки, такие как Михаил-Цэрэндэй и Кристофор-Узала, принимали и снаряжали миссионерские экспедиции к сибирским народам и в Китай, но и не забывали о панской роскоши - много десятилетий достопримечательностью Великого Балагана были оранжереи, где Потоцкие даже в самый лютый мороз успешно выращивали ананасы, последние урожаи которых успели застать строители Трансъевразийской железной дороги.

На самом деле: современный частный дворец в ПГТ Вырица (Ленинградская область)
На самом деле: современный частный дворец в ПГТ Вырица (Ленинградская область)

Главная улица Нижеграда-Повольского, слева дворец Пожарских, впереди виднеется цитадель-кремлина, где 4 апреля 1615 года была заключена Нижеградская уния между представителями Польши, Литвы, поверженной Москвы и освобождённой от московского гнёта гетманом Хоткевичем Казани. Согласно данной унии провозглашалась Речь Посполитая Многих Народов со столицей в Варшаве. Её правитель с того момента именовался "Император и король Польский, Царь Русский, Великий князь Литовский и Московский, хан Казанский, Астраханский и Сибирский, старейшина Эрзян, Мокшан, Мариан, Зырян, Ойрат и всех Прочих народов". Подумать только, что на месте этой ухоженной улицы сейчас вполне могла лежать средневековая тьма Московии, которая никогда бы не запустила человека в космос и не дала бы миру великую литературу!

На самом деле: Большая Покровская улица, Нижний Новгород
На самом деле: Большая Покровская улица, Нижний Новгород

Успенский костёл (1715) в Астрахани, памятник столетию перехода из московского гнёта в свет польской цивилизации:

На самом деле: Успенский костёл (1761) в Астрахани
На самом деле: Успенский костёл (1761) в Астрахани

Вологодское воеводство, город Великий Уштугов, бернардинский костёл (1674-78) в стиле "московитского барокко", зародившегося в Москве при поддержке магнатов Нарушкинских. Всё это последний излёт московитского купеческого севера, чья торговля была завязана на приполярный Архангелув - после победы РПМН над Швецией главным портом страны окончательно сделалась Рига.

На самом деле: церковь Симеона Столпника в Великом Устюге (Вологодская область)
На самом деле: церковь Симеона Столпника в Великом Устюге (Вологодская область)

Брянское воеводство, село Творишки, костёл Святого Казимира (1830-е годы):

На самом деле: церковь в селе Творишичи, Брянская область
На самом деле: церковь в селе Творишичи, Брянская область

Костёл Всех Святых (1819) на кладбище, город точно опознать уже не могу:

На самом деле: костёл в Петропавловске (Казахстан)
На самом деле: костёл в Петропавловске (Казахстан)

Самара, костёл Святого Сердца Иисуса (1902-06):

На самом деле: Самара, костёл Святого Сердца Иисуса (1902-06)
На самом деле: Самара, костёл Святого Сердца Иисуса (1902-06)

Костёл Божьего Тела (1932) в Новогрудском воеводстве. В ХХ веке в РПМН вошёл в моду "неомосковитский стиль", обыгрывающий мотивы московского деревянного зодчества, немногочисленные памятники которого сохранились в лесах Вологодского, Онежского и  Беломорского воеводств:

-9

Софийский собор (в основе 11 века) василианского монастыря в Великом Новогруде:

На самом деле: церковь в Каневе (Украина)
На самом деле: церковь в Каневе (Украина)

Рига, второй по величине город (5 миллионов жителей) и главный порт РПМН с конца 16 века по наши дни (грузооборот достигает 120 миллионов тонн). Собор Божьей Матери Королевы Севера во францисканском монастыре - творение итальянского архитектора Бартоломео Расстрелли: приглашениями выдающихся зодчих со всей Европы, таких как Росси, Трезини, Монферран или Штакеншнейдер, Рижский Рат полностью изменил облик города в 19 веке.

На самом деле: Смольный собор (Санкт-Петербург), на заднем плане собор Св. Петра (Рига)
На самом деле: Смольный собор (Санкт-Петербург), на заднем плане собор Св. Петра (Рига)

Гродно, Новая Фара Витовта, построенная в 1950-55 годах взамен разрушенного войной фарного костёла 14 века:

На самом деле: драмтеатр в Гродно (Беларусь)
На самом деле: драмтеатр в Гродно (Беларусь)

Резной маньеристический алтарь из Нижеграда-Повольского, города Великой Унии. Вырезан неким обращённым в истинную веру московитом с использованием традиционных приёмов московской резьбы. Также обратите внимание на внешний вид действующих лиц, весьма наглядно демонстрирующий тёмные азиатские нравы Московии.

На самом деле: резной шкаф начала ХХ века в музее г. Городец (Нижегородская область)
На самом деле: резной шкаф начала ХХ века в музее г. Городец (Нижегородская область)

Доминиканский монастырь в Тобольске - центр католичества Сибири. Несколько сотен вышедших отсюда миссионерских экспедиций крестили миллионы туземцев, киргизов, монголов, а принадлежавшие монастырю земли по площади были сопоставимы со всей (!) Польшей накануне Люблинской унии. Облик его, однако, весьма прост и даже скуден - в Сибири роскошь не в чести. Подобные менее крупные монастыри, в основном также доминиканского ордена, существовали в Туменове, Скале-Червонной, Тумске, Иркутске, Якутске и ряде других колониальных центров.

На самом деле: Тобольск (Тюменская область) и несколько храмов Западной Украины и Литвы
На самом деле: Тобольск (Тюменская область) и несколько храмов Западной Украины и Литвы

Черкесское староство с правами воеводства, вольный город Пиецигура, заброшенный терминал Еврейского аэропорта, открывшегося в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года. Богатейшее еврейское купечество Речи Посполитой Многих Народов сыграло огромную роль в развитии как неё самой, так и других стран, в первую очередь Соединённых Штатов Америки. Продолжительные притеснения евреев во всём мире привели к значительной обособленности их общины, и следом за сетями еврейских школ, больниц, университетов (первый открылся в 1892 году в Черновцах и является достопримечательностью Молдавского воеводства), почтовых линий была предпринята попытка создания еврейского транспорта. Но так как ни одна страна не давала добро на строительство Еврейских железных дорог, древний народ обратил свои взоры на авиацию. Увы, помешала война, накануне которой  в мире было построено лишь несколько еврейских аэропортов, последний закрылся 14 мая 1948 года. Лётное поле ныне используется как ипподром:

На самом деле: ипподром в Пятигорске (Ставропольский край)
На самом деле: ипподром в Пятигорске (Ставропольский край)

Еврейское местечко Петркув-Забайкальский, в центре - Хоральная синагога. Евреи прибыли сюда в 1819 году по приглашению магната Казимира Трубецкого для торговли на Великом Чайном пути:

На самом деле: синагога в Петровске-Забайкальском (Забайкальский край)
На самом деле: синагога в Петровске-Забайкальском (Забайкальский край)

Москва, столица Великого княжества Московского. Бережно сохранённая польской властью площадь Унии в Московском кремле, помнящая героическую оборону польского гарнизона. На заднем плане справа костёл Святого Казимира, храм-памятник польско-московской войне 1609-15 годов, и верхушка Дворца Науки и Культуры (1910-28, с перерывом на Мировую войну), подарка Москве от Варшавы. Нынешняя Москва остаётся крупнейшим городом РПМН (16 миллионов человек), причём ни одна из населяющих её наций не достигает даже 20% населения. Вторая по величине, как уже говорилось, Рига с её 5 миллионами, ну а столичная Варшава довольствуется лишь 3-м местом (2,5 миллиона человек). Ещё планку 2 миллионов преодолели Киев, Вильно, Казань и Всходнеслав, а миллион жителей насчитывают более 20 городов.

На самом деле: Соборная площадь Московского кремля, на заднем плане - высотное здание в Харькове (Украина) и один из костёлов Вильнюса (Литва)
На самом деле: Соборная площадь Московского кремля, на заднем плане - высотное здание в Харькове (Украина) и один из костёлов Вильнюса (Литва)

Дворец Шереметьевских (1790-95) в Вильно (изначально епископский), где в 1861 году была подписана Вторая Конституция Речи Посполитой Многих Народов, за основу которой была взята конституция Североамериканских Соединённых Штатов. Одержавшая победу над Наполеоном РПМН оставалась сильнейшей державой Европы, пока не потерпела в 1855 году сокрушительное поражение от Британской империи в Дальневосточной войне. Это поражение высветило необходимость реформ, но вековые традиции шляхетской демократии позволили осуществить их относительно безболезненно - с этого момента Речью Посполитой управляет президент, а шляхетская демократия после нескольких эдиктов и универсалов к 1910-м годам превратилась в демократию современного типа.

На самом деле: дворец генерал-губернатора в Вильнюсе (Литва)
На самом деле: дворец генерал-губернатора в Вильнюсе (Литва)

Польско-ингрийская граница на одном из притоков Волхова. После Северной войны 1690-х годов финно-угорские Ингрия и Эстония были сохранены как буферные государства, протекторат РПМН, а после Дальневосточной войны 1855 года британцы навязали им полную независимость.

На самом деле: где-то в Финляндии
На самом деле: где-то в Финляндии

Старые нефтепромыслы, уже точно не помню где - может в Галицком воеводстве, может в Башкирском старостве с правами воеводства. Добыча Галицкой нефти началась в 1820-х годах и вдохнула новую жизнь в этот захолустный регион. Попытка расширить географию нефтяной промышленности РПМН за счёт присоединения богатого нефтью Ширвана была не последней причиной Дальневосточной войны, и в итоге нефтепромыслы Баку по договору с Ираном достались Британии. С конца 19 века началось освоение месторождений в татарских и башкирских пределах. Ныне понемногу начинают осваиваться месторождения Западной Сибири, есть предположения, что тамошний нефтегазовый район является крупнейшим в мире.

На самом деле: Борислав (Украина)
На самом деле: Борислав (Украина)

Один из крупных металлургических заводов Урала, начинавшихся в середине 17 века с промышленной империи купца Натана Демидовича из Тульского воеводства. Он начинал дело как простой старатель, затем открыл в Туле (на имя московита Антуфия Никитина, чтобы обойти "еврейский" запрет) оружейную мастерскую, хорошо поднявшуюся на заказах Северной войны и приросшую ещё несколькими заводами на Урале. Так началось освоение гигантских рудных массивов Урала, Сибири и Туркестана. Говорят, близ устья Енисея находятся грандиозные залежи меди и никеля... но до них ещё поди доберись, вряд ли когда-нибудь эти скрытые под слоем вечной мерзлоты богатства будут в руках человека. Всё в руках Божьих, и над заводской площадкой хорошо виден костёльный шпиль.

На самом деле: завод "Ижмаш" в Ижевске (Удмуртия)
На самом деле: завод "Ижмаш" в Ижевске (Удмуртия)

Городница - благоустроенный, заранее спланированный посёлок для рабочих крупного завода. Первую городницу построил в конце 18 века в Гродно остзейский немец Антоний Тиссенхаузен, и думается, если бы РПМН проиграла Наполеоновскую войну, этот эксперимент так и остался бы экспериментом. Но уже в 19 веке городницы, где находилось место и школе, и больнице, и костёлу, и дворцу владевшего заводом магната, появились в десятках городов. В 1920-30-е годы новый виток городницам придали немецкий баухауз и его московское отделение. Вот например на городнице Нижнего Тагильского завода - на холме Народный дом (передняя часть 1840-х годов, задняя - 1930-х), соединённый крытым переходом с костёлом. Увы, с развитием общественного транспорта во второй половине ХХ века городницы утратили смысл.

На самом деле: Дом культуры железнодорожников в Улан-Удэ (Бурятия)
На самом деле: Дом культуры железнодорожников в Улан-Удэ (Бурятия)

Тихоокеанское воеводство, Старый вокзал (1924, с 1981 года занят станционными службами) станции Всходнеслав - конечной Трансъевразийской железной дороги, этой главной стройки РПМН первой половины ХХ века:

На самом деле: лечебница в Кисловодске (Ставропольский край)
На самом деле: лечебница в Кисловодске (Ставропольский край)

Всевеликое войско Яицкое, церковь в казачьей станице Клушинская. Долгое время казаки были единственным народом РМНП, продолжавшим исповедовать традиционное православие, но сейчас, когда эта ветвь христианства стала практически историей, как несторианство или монофелитство, они также приняли греко-католичество. Также обратите внимание на название - казаки любили называть свои станицы в честь выигранных битв, хотя и не всегда тех, к которым имели прямое отношение.

На самом деле: храм в Черкасской области (Украина)
На самом деле: храм в Черкасской области (Украина)

В Вологодском, Беломорском и Карельском воеводствах не редкость вот такие вот каплички у дорог, вырезанные из целого дерева:

-25

Башкирское староство с правами воеводства, исламо-католическая мечеть. Чрезвычайно успешный опыт Брестской унии способствовал равзитию этого впоследствии чисто политического проекта, позволившего привести под власть Папы Римского изначально далёкие от христианства народы, получившие возможность при сохранении своей обрядовости и своего поименования Господа быть угодными Богу. Уфимская уния была заключена 19 января 1784 года.

На самом деле: сельская мечеть в Башкирии
На самом деле: сельская мечеть в Башкирии

Исламо-католическое кладбище в Равнинно-Киргизском старостве с правами воеводства, близ города Пшешкаскан. Равнинные киргизы были приняты в унию в 18 веке, в связи с монгольскими набегами, после чего в титулу правителя РПМН к к "хан Казанский, Астраханский, Сибирский" добавилось "...и Киргизский". А вот продвижение РПМН в Туркестан было остановлен всё той же Дальневосточной войной, продолжившийся покорением Бухарского, Хивинского и Кокандского ханств Британской короной (в итоге вместе с Ширваном и Картвелией ставших "буферным поясом" между РПМН и Британской Азией):

На самом деле: кладбище близ Жезказгана (Казахстан)
На самом деле: кладбище близ Жезказгана (Казахстан)

Ойратское староство с правами воеводства, буддо-католический храм. Иркутская уния между буддийским и католическим духовенством была заключена 14 июля 1824 года, там же был принят догмат о невозможности преодоления определённых кармических порогов без Господней помощи.

На самом деле: церковь "бойковского типа", Западная Украина
На самом деле: церковь "бойковского типа", Западная Украина

Енисейское воеводство, шамано-католическое святилище. Вторая Иркутская уния была заключена 12 мая 1852 года и допускала возможность дальнейшего присоединения туземных племён. В нынешней Речи Посполитой подавляющее большинство верующих людей находятся под опекой Католической церкви, но при этом мирно сосуществуют все три мировые религии, иудейство и традиционные верования.

На самом деле: парк в Киеве
На самом деле: парк в Киеве

Иркутск. Один из костёлов так называеомого "миссионерского барокко" - по традиции, вернувшаяся в Речь Посполитую миссионерская экспедиция строила храм в стилистике посещённой страны на пожертвования её новообращённых жителей. Этот костёл Болеслава Селенгинского (1777-79) построила экспедиция, прославлявшая Господа в Северном Китае и Внутренней Монголии.

На самом деле: Крестовоздвиженская церковь (Иркутск)
На самом деле: Крестовоздвиженская церковь (Иркутск)

Благодаря деятельности польских миссионеров, в нынешнем Китае проживает крупнейшая католическая община планеты, по разным оценкам от 420 до 500 миллионов человек, что составляет 30-40% населения Поднебесной. В Шанхае готовится к освящению в присутствии представителей Гоминьдана крупнейший в мире костёл Всех Образов Девы Марии, способный вместить до миллиона молящихся единовременно; высота его башен более 400 метров, сводов - порядка 150 над полом, длина от ворот до апсиды более километра, и внутри проложена собственная сеть монорельса. Увы, в Шанхае я не был, так что иоанндекс вам в помощь.

Тундра в низовьях Печоры, кладбище переселенцев:

На самом деле: кладбище жертв репрессий под Воркутой (Коми)
На самом деле: кладбище жертв репрессий под Воркутой (Коми)

В доме сибирских поляков:

На самом деле: изба сибирских поляков в селе Вершина (Иркутская область)
На самом деле: изба сибирских поляков в селе Вершина (Иркутская область)

Многоквартирные дома в городе Вершина Тумского воеводства, рассчитанные на сибирские морозы, вид с вокзала Трансевразийской железной дороги:

На самом деле: станция Вихоревка на БАМе (Иркутская область)
На самом деле: станция Вихоревка на БАМе (Иркутская область)

Московитская деревня Новокалуга в Якутском старостве с правами воеводства. К сожалению, не все московиты понимали счастья жить в польской цивилизации, находились даже такие, кто уходил с семьями в ледяной ад сибирской тайги. Многие московитские сёла в тайге были обнаружены лишь в ХХ веке, с появлением авиации. Нынешние московиты, безусловно, понимают, из какой тьмы и невежества мы вытащили их предков, но их деревни остались уникальными этнографическими заповедниками. Обратите внимание на "двери", прикрывавшие оконца - в варварской Московии жизнь без них была смертельно опасна, так как в любой момент в дом могли ворваться лихие люди, поэтому жилище каждого московита испокон веков представляло собой крепость.

На самом деле: избы староверов-семейских в селе Тарбагатай (Бурятия)
На самом деле: избы староверов-семейских в селе Тарбагатай (Бурятия)

Вот такое великое государство удалось построить нашим дальним предкам.