Найти тему

Почему бы не выдавать учителю диплом авиадиспетчера

Многозадачность — она такая, сводит с ума, выкачивает силы и перегружает мозг. И если раньше мир предъявлял требование уметь работать в условиях многозадачности не такому большому числу служащих, то теперь есть ощущение, что так работают все.

Фото с ресурса Pixabay
Фото с ресурса Pixabay

Конечно, учитель и раньше работал в условиях многозадачности. Представьте, что вы ведете урок (очный, ха-ха, помните, были такие). Вы должны держать в голове логику целого урока и логику изложения конкретного материала, следить за временем, которое отпущено на каждый этап урока, беседовать с 2-3 десятками учеников, отслеживать уровень вовлеченности в урок каждого из них, видеть, кто что пишет в тетради и на доске, кого-то ободрять, кого-то останавливать, мгновенно отвечать на возникающие вопросы, при этом не забыть сделать пару замечаний, важных объявлений и записать желающих участвовать в олимпиаде.

Ну, это так, навскидку.

И представьте, что еще не многозадачность. Вернее, это та многозадачность, в которой многие вещи прописаны в плане урока, какие-то выполняются на автомате, потому как «опыт не пропьешь», а какие-то еще и прибавляют драйва процессу. Кроме того, это тот уровень многозадачности, к которому кое-как готовят в педвузе и который ожидается при устройстве на работу в школу.

А написать все это меня сподвигла следующая история.

Примерно после пятого урока (может, и шестого, но голова к тому времени уже от видеоконференций ватная, ничего не помнит) заглядываю в школьный чат вацапа. И вижу полное высокой горечи письмо руководителя, который сокрушается о том, что учителя несвоевременно принимают ко вниманию поступающую информацию. Вот он на втором уроке разослал просьбу опросить учеников на предмет чего-то там, а мы, такие-сякие, не сделали, и в результате указанные ученики чего-то не получат.

Вот как это понимать?

Я на уроке получаю указание выполнить постороннюю работу. В данном случае, опрос учеников другого класса. Иными словами, я ОДНОВРЕМЕННО продолжаю вести свой устный урок, беру телефон, набираю сообщение, проверяю его на орфографию и закидоны Т9, получаю 25 ответов, мониторю все это, систематизирую, выписываю детей, давших нужный ответ, набираю отчет для руководителя и продолжаю урок.

На все жесточайший дедлайн, потому что даже если я дам детям адекватное дистанционное задание (а его еще на ходу придумать надо, я же не знала, что и когда руководителю понадобится), все равно возникнут вопросы и в урок уложиться нужно. А там физкультминутка подоспела, когда нужно проговорить: откладываем учебник, потягиваемся и т. д.

Конечно, они потягиваются, а я пятнадцатое сообщение только читаю.

Мое рабочее место организовано так: на одном ноутбуке включена конференцсвязь, на втором — электронный журнал для оперативного отслеживания количества отметок, быстрого выставления новых и записи домашнего задания. На соседней вкладке открыта социальная сеть «ВКонтакте». Это на случай, если кого-то выкинет из конференции, а в «зале ожидания» они так и не появятся. Некоторые ответственные дети тут же начинают писать мне в социальной сети о проблемах и туда вы выкладывать ответы.

Кроме того, если на платформе видеоконференций не работает чат, то «Вконтакте» можно положить детям ссылку на ту же тетрадь «Скайсмарт» или на гугл-тест собственного сочинения.

А под рукой обязательно лежит телефон, и вацап на нем не затыкается. Дети уже выучили рингтоны всех звонков и оповещений всех учителей. Каждые 7-10 минут что-то новенькое. Иногда пачками из 15-20 сообщений.

На ближайшей перемене троих из резерва в столовую — порции освободились. Через полчаса отчет, у кого из учеников нет второй части учебника литературы. У Иванова отключили Интернет. У Петрова болит зуб — он к уроку не подключится. Коллеги, у кого ключ от 45-го кабинет? А у кого от учительской? Срочно в течение двух часов подписать приказ. И пару заявлений. И в журнале охраны труда. Такому-то учителю в 14.10 забрать рециркулятор из такого-то кабинета и перетащить в такой-то.

Я уже не помню, как все эти проблемы решались без вацапа.

Конечно, можно ничего не читать во время уроков, а просмотреть все чохом после окончания занятий. Но тогда может получиться, что ты сильно опоздал, и из-за тебя мир рухнул или дети чего-то не получат.

И не забываем, что во время приема, чтения, осмысления и выполнения заданий, приходящих по вацапу, нужно еще и уроки вести. А это значит: помнить логику урока и изложения отдельных его частей (см. начало), время и методику проведения динамических пауз, кого, о чем и как спросить, следить за чатом конференции и впускать учеников, которые без конца «перезаходят», не забывать объяснить домашнее задание. Дело еще осложняется тем, что у детей выключены камеры, никого из них не видишь, а значит, должен на слух помнить, кто что сказал, кому плюсик поставить, а кого на следующем уроке снова спросить.

Вот и пришла мне мысль: а может, вместе с дипломом учителя выпускниками педвузов еще и диплом авиадиспетчера выдавать? Такой диплом будет подтверждать способности будущего учителя работать в режиме двойной многозадачности при чрезвычайно жестком дедлайне.

А как вы справляетесь с многозадачностью в режиме онлайн?

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.