Найти в Дзене
Валерий Грачиков

"...Не во славу Англии, а во славу России..."

Знаете ли вы мои читатели, что Иван Федорович Крузенштерн, который, как мы знаем из славного мультика «Простоквашино» - «человек и пароход», отправился в кругосветное плавание в 1803 году из-за того, что англичане слишком много стали совать свой нос в дальние дали?! Одной из причин отправления дальней экспедиции стало то, что английский капитан Джеймс Кук в 1778 году слишком активно крутился у Алеутских островов. И вообще руководить первой русской кругосветной экспедицией первоначально должны были другие люди. И состояться она должна была намного раньше.

Первоначально планировалось, что начальником экспедиции станет Григорий Муловский. А его главным помощником и вторым по старшинству в планировавшемся плавании собирались назначить одного славного англичанина, которого русские перекупили на корню, с потрохами, целиком и полностью.

Вот про него мы сейчас и поговорим.

Русские бы и дальше тихо и без шума осваивали Аляску, не собираясь ни в какие кругосветные плавания. Но в июне 1778 года на русских промышленников как снег на голову свалились корабли «Резолюшн» и «Дискавери» капитана Кука, который искал Северо-западный проход. Из русских с ним плотно пообщался Герасим Михайлов, доложивший о гостях:

«Находился трое сутки на главном карабле, называемом «Разулушан», командир в ранге полковника именем Демерскук, а на другом карабле «Эскавре» … А при отбытии своем поручил г-н камандор конверт, о котором крайне просил, чтоб переслать по надписи и кланялся в поес. И я просил г-на командора, чтоб пожаловал для сочинения всего их нова плавания, ибо он пожаловал мне карту сверическую… В знак своего милосердия г-н командор пожаловал по должности моей для усмотрения высоты солнца квандрант, а также и своей шпагой…»

Когда в Петербурге узнали о том, что у восточных берегов империи, про которые русские старались не распространяться в остальном мире (привычка у нас такая – секретничать), появились англичане, стало понятно, что берега Камчатки, Аляски и Чукотки стали для всего мира секретом полишинеля.

Поэтому срочно потребовалось наглядно и понятно показать, что русские хозяйствуют в этих местах не от случая к случаю, а глобально и постоянно. А для этого неплохо бы совершить туда плавание, вроде того, которое совершил Кук. Тем более, что «Демерскук» (вы ведь уже поняли, что Герасим Михайлов так расслышал имя Джеймса Кука), к тому моменту нашел не Северо-западный проход, а свой конец на Гавайях.

Планируя кругосветную экспедицию, Екатерина II и ее помощники пришли к простому и гениальному решению: перекупить тех членов экспедиции Кука, которые представляют интерес и могут послужить как науке, так и организации плавания. Так у англичан и перекупили капитана Джеймса Тревенена.

-2
Тут надо отвлечься и напомнить, что вторая половина XVIII века – это еще не то время, когда появится вся эта «верность Родине», «нельзя изменять родным пенатам». Военные и моряки нанимались на службу в армии и флоты разных стран. Это было в порядке вещей. Особенно, если на родине тебя не оценили, как получилось с Тревененом.

Дело в том, что этот молодой офицер не имел подходящих знакомств среди сильных мира сего, но зато в пятнадцать лет, в 1776 году закончил Королевскую военно-морскую академию и служил у Кука штурманом на «Резолюшн». Вернувшись в Англию, он послужил под началом еще одного «ветерана» плавания Кука Джеймса Кинга на кораблях «Крокодайл» и «Резистанс». Но когда Кинга не стало, Тревенену пришлось оставить службу. Он пытался получить назначение на флот, отправлявшийся основывать колонию в Австралии – его не взяли. Тревенен попробовал получить пост начальника экспедиции по доставке саженцев хлебного дерева из Тихого океана в Вест-Индию. Но вместо него взяли Уильяма Блая, которого потом команда высадила с «Баунти». Кстати, Блай тоже был «ветераном» плаваний Кука, между прочим.

На "Баунти" в итоге уплыл Блай, а не Тревенен
На "Баунти" в итоге уплыл Блай, а не Тревенен

И тут, когда кругом сложилась такая невезуха с плаваниями и экспедициями, к Тревенену подошел один человек из далекой, заснеженной страны, в которой медведи пьют водку и играют на балалайках. Это был Семен Романович Воронцов – полномочный русский посол в Англии, разведчик, дипломат и так далее. Он сказал Тревенену примерно следующее:

- Мы в Петербурге наслышаны, что вы, молодой человек, хотите отправиться в дальние края, чтобы там организовать торговлю пушниной из Аляски с Японией и Китаем?!
И ваши английские лорды в адмиралтействе вас не понимают?!
Зато мы вас хорошо понимаем, молодой человек!
Хотите отправиться открывать новые земли? У нас, в заснеженной стране больших просторов и широкой души есть крепкие корабли и исполнительные матросы, а вот толковых морских офицеров с опытом кругосветных плаваний как-то не хватает.
Не хотите ли исполнить свою мечту, реализовать свои планы и немного заработать? Но не во славу Англии, а во славу России?!

Я не знаю точно, какие слова Воронцов на самом деле говорил Тревенену. Может быть, эти. Может быть, другие. Но в июне 1787 года Джеймс Тревенен отправился из Лондона в Петербург, где он должен был стать одним из руководителей готовящейся первой русской кругосветной экспедиции под командованием Григория Муловского.

Всё могло случиться намного раньше. И, может быть, история Русской Америки пошла как-то по-другому. Тревенена приняли на русскую службу капитаном II ранга 27 октября 1787 года. Прием на службу затянулся на несколько месяцев из-за того, что он сломал ногу. Но буквально на следующий день после того, как Тревенен оказался наконец на русской службе, сборы в кругосветную экспедицию отменили. Потому что началась очередная русско-турецкая война и на пороге маячила еще и война со Швецией.

Вместо Аляски, Японии и Гавайев, Джеймс Тревенен оказался в Ревельской эскадре, чтобы воевать за своего нового работодателя и, наверное, новую родину. Потому что служил он России на совесть. Лучше многих русских. Жаль, что недолго.

Безбородко писал о нем Воронцову:

«…Тревенен, которого вы нам достали, человек отличный и которой из себя обещает знаменитаго адмирала. Мы с Грейгом условились уж при первом случае стараться повесть его чином далее…»

Но и врагов своей исправной службой он себе тоже нажил. Не кого-нибудь, а своего командира эскадры Василия Чичагова, который устроил Тревенену выволочку за то, что тот учит рекрутов артиллерийской стрельбе и

«тратит казну государства, теряя столько пороху».

В ответ Тревенен не сдержался и выдал:

«порох, для рекрутов употребляемый, не должно считать потраченным, а что тот токмо потрачен будет со вредом и к безславию флота, который употребляется в сражении людьми, к оному не привыкшими и кои им обучаемы не были»

И я спрошу вас, мои читатели, кто тут в этой истории больше русский патриот – Чичагов или все-таки Тревенен, исправно выполнявший свою работу и учивший своих подчиненных драться по-настоящему?!

Думаю, ответ очевиден.

Справедливости ради надо отметить, что это понимаем не только мы сейчас. Понимали и тогда. За Тревенена горой стояли Воронцов и Безбородко.

И может быть, в русской истории появился бы знаменитый и прославленный адмирал с английской фамилией, переделанной на русский лад. Но не сложилось.

-4

22 июня 1790 года во время Выборгского морского сражения со шведами капитана 66-пушечного корабля «Не тронь меня» Джеймса Тревенена сразило «проклятое шведское ядро».

Надо отметить, что руководитель планировавшейся первой русской кругосветной экспедиции Григорий Муловский отправился на небеса за год до этого - 15 июля 1789 года во время сражении у острова Эланд.

Двух основных участников экспедиции не стало. Да и не до кругосветного плавания в тот момент было. А когда война закончилась, к вопросу так и не вернулись.

Интересно, что Муловскому на момент его последнего боя был всего 31 год. Тревенену – вообще 30. По нынешним временам – можно сказать, молодые люди. Да и по тогдашним, совсем не убеленные сединами. Самое время свершений. Но не сложилось.

Правда, на «Мстиславе», которым командовал Муловский, в сражении у Эланда принимал участие один молодой мичман. Его звали Иван Крузенштерн. А на «Не тронь меня» в Выборгском сражении под командованием Тревенена дрался гардемарин Василий Головнин.

Да, те самые – руководители русских кругосветных экспедиций. Они свой шанс на кругосветное плавание реализовали более чем успешно. И завершили дело и мечты своих командиров – русского и английского офицеров, стремившихся закрепить Россию на Тихом океане, как бы пафосно это ни звучало.

-------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.