По старой русской традиции со дня Наума ( в первый день декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте.
Наум – святой ветхозаветный пророк. На Руси издревле почитали его помощником во всякого рода умственных занятиях, отчего и прозвали его Грамотником.
День начинали с того, что служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почётом приглашали в дом учителя. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почтением, ласковым словом. Говорили: «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
К учению в народе относились с благоговением, а учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной. Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить умуразуму, а за леность наказывать побоями, мать должна была в это время плакать по своим детям, отправляющимся учиться, иначе «худая молва пойдёт», потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Каждое учение начиналось с трёх ударов розгами, дети должны были дать три земных поклона учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно.
На уроках нельзя было есть, «а то заешь выученное»; книгу следовало закрывать, «а то всё позабудешь». Говорили, что «пророк Наум и худой разум наведёт на ум». В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.День Наума Грамотника раньше считался Днём учителя. Наум—покровитель ума, знаний.
Занятия в школе проходили вот так. Длинный стол, вдоль него лавка, на стене полка с книгами и обязательно плётка... На лавке—ученики. Во главе стола—учитель. А перед ним на коленях стоят ученики, которые отвечают урок. А кто не выучит урока или напроказничает, того ждёт наказание.
В древнерусской школе не было ни переменок, ни директора и был всего один учитель. Учение продолжалось с утра до вечера; в середине дня—перерыв, чтобы ученики пообедали. Не было в этой школе отдельных уроков. Каждый ученик получал индивидуальное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить. Один только делает первые шаги, зубрит азбуку, другой пытается складывать из букв слоги, третий уже вслух читает слова... Шум стоит невообразимый! Недаром сложилась пословица: «Азбуку учат—на всю избу кричат».
Никаких оценок учитель не ставил. Выучил урок—молодец, ступай домой. А не выучил—вот плётка, вот розги. Кто учителя не слушается—поставят того в угол на колени. Или без обеда оставят.
"Как церковный грамотей в старину учил детей"
Н. Кончаловская "Наша древняя столица"
В старину учились дети -
Их учил церковный дьяк -
Приходили на рассвете
И учили буквы так:
А да Б - как Аз да Буки,
В - как Веди, Г - Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали -
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался "перочинным":
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину.
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.