Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Ты у меня одна" (Россия, 1993) "Сибирский цирюльник" (1998)

Оглавление

"Ты у меня одна" (Россия, 1993)

В мелодраме "Ты у меня одна" Дмитрий Астрахан с пронзительной болью сумел передать самоощущение обычных россиян, в один прекрасный день окончательно осознавших, что они "чужие на этом празднике жизни", где нет больше места сантиментам и жарким спорам о возвышенных материях, где сопровождаемые крутыми парнями бизнесмены разъезжают на Мерседесах и фордах, лениво пересчитывают пачки долларов и прямо из машины звонят в Нью-Йорк...

Жизнь сорокалетнего Евгения похожа на тысячи других. Скромная должность инженера в каком-то НИИ. Тесная квартирка в стандартной многоэтажной "коробке". Всё еще мечтающая вырываться из замкнутого круга унизительной нищеты жена. 16-летняя дочь, для которой судьба "неупакованных" родителей - наглядный пример того, как жить нельзя, воплощение ее страхов перед будущим.

Авторы фильма в нескольких начальных эпизодах фильма дают узнаваемую зарисовку бытия "среднестатистической семьи интеллектуального труда": заезженные упреки жены и дочери, недвусмысленные намеки, что Евгений - типичный неудачник, что все вокруг давно сумели устроиться, на худой конец - приспособиться, что надо попытаться во что бы то ни стало попасть в число служащих русско-американской фирмы и т.д.

А там: мечты-мечты, где ваша сладость - поездки за океан, гавайские пляжи, духи от Диора и костюмы от Кардена...

Александр Збруев и Марина Неелова играют все это без нажима. И даже последующий сюжетный ход, не делает их игру менее достоверной.

Оказывается, что совместную фирму организовывает компания бывшего Жениного одноклассника, младшая сестра которого Анна приезжает в Россию.

Аня с тех давних лет все еще любит своего единственного и неповторимого "дядю Женю". Теперь она готова стать для него царевной-лягушкой: покупает ему шикарный костюм, назначает представителем американской компании в России...

Но гордость не позволяет Евгению стать "содержантом". "Ну, не люблю я тебя, понимаешь!" - кричит герой картины своей принцессе. И надо видеть, как ведет эту сцену Александр Збруев. В его взгляде столько всего намешано!

Хорошо, если б говорил он такие слова, потому что безумно любил свою жену. Так нет, все уже перегорело, любовь за годы плавно перешла в привычку. И если можно жить без любви с одной, то почему нельзя - с другой?

На мой взгляд, тут иное. Усталость. Безысходное осознание, что жизнь прошла мимо, что нет уже сил, чтобы все начать с нуля. Горечь этого ощущения не снимают ни последующее возвращение к жене, ни "феллиневский" постскриптум с празднованием дня рождения ...

Не вписавшись в поворот судьбы, герои фильма уже через несколько дней после трогательного единения и отъезда Ани в Америку снова будут отравлять жизнь друг друга взаимными упреками и мечтать об отдельной комнате для дочери...

Дмитрий Астрахан умеет работать "в жанре": эмоционально, ярко, увлекательно рассказать с экрана историю...

Александр Федоров, 1993

-2

"Сибирский цирюльник" (1998)

...Конец ХIХ века. Москва. Выпускник юнкерского училища (Олег Меньшиков) на свою беду влюбляется в симпатичную американку (Джулия Ормонд), за которой ухаживает важный генерал (Алексей Петренко). Чувство ревности толкает юнкера на безрассудный поступок...

Сразу после московской суперпремьеры нового фильма Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник" раздался стройный хор его критиков.

И актеры, дескать, стары для ролей молодых героев. И сюжет неправдоподобный. И снято все это исключительно для заграничных зрителей. И денег государственных истрачено слишком много и т.д. и т.п.

Что тут скажешь?

Да, фильм дорогой (по разным источникам его стоимость колеблется от 30 до 40 миллионов долларов). Но, ей Богу, лучше снять один качественный, зрелищный, а, значит, дорогой, фильм, чем полсотни дешевой антизрительской "чернухи", "элитарной" невнятицы и дилетантской халтуры...

По качеству изображения и стереозвука, по размаху массовых съемок и зрелищности "Сибирский цирюльник" ничуть не уступает голливудским аналогам ("Доктор Живаго", "Николай и Александра"). А, на мой взгляд, так и превосходит их.

Давний соратник Михалкова - замечательный оператор Павел Лебешев снял фильм в стилистике русской живописи второй половины ХIХ века.

А не менее талантливый композитор Эдуард Артемьев написал задушевную, щемящую сердце музыку...

При этом отмечу, что "Сибирский цирюльник" не выглядит "клюквой", базарной матрешкой для малосведущего в нашей истории и жизни Запада. Это фильм открытых и ярких чувств, понятных любому нормальному человеку.

О правдоподобии. По-моему, нельзя подходить к картине Михалкова как к психологической драме на реальном историческом материале. Это не документальная драма, а синтез романтической мелодрамы и комедии. А условность жанра вполне допускает условность сюжетных поворотов, характеров и возраста персонажей.

Вопреки расхожему мнению, я не как-то не уловил в "Сибирском цирюльнике" неких "великодержавных идей" и "политических манифестов".

Да, Россия показана у Михалкова мощной державой с традициями воинской дружбы и взаимовыручки. Страной образованного офицерской корпуса. Недаром действие одной из лучших сцен фильма происходит в Кремле, где император Александр III (Никита Михалков) принимает присягу юнкеров.

Но есть в фильме и ирония, насмешка авторов над иными русскими традициями. Одна сцена, где бравый генерал спьяну разгрызает стакан чего стоит!

А главное - это картина о романтической и безрассудной любви. В рамках выбранного авторами условного жанра "Сибирский цирюльник" кажется весьма гармоничным и последовательным...

Александр Федоров, 2000