"Тело" (СССР, 1990)
Сценарист Сергей Ливнев ("Асса", "Кикс") и режиссер Никита Хубов ("Предательница") в драме "Тело" с убийственной точностью воссоздают атмосферу российской провинции. Убогая жизнь героев картины, стремления которых сводятся к сексу, выпивке и посещению танцевальных "тусовок", показана здесь во всей своей типичности и ординарности.
Но кадр за кадром в этом тихом омуте накапливается ненависть, своеобразная реакция на неустроенность и бесперспективность жизни.
"Нормальная" любовная история между юной заведующей почтой и местным парнем по ходу сюжета набирает криминальные обороты. Заставив свою возлюбленную ползать в грязной луже, а затем надругавшись с помощью безотказного дружка, "жених" вызывает в героине ответную месть...
Словом, жестокий романс из тех, что поют под гитару в подъездах юные и не юные барды.
Да, авторы любят крепкие сюжеты. Однако "Тело", на мой взгляд, нельзя упрекнуть в надуманности и "литературности" событий.
Физиологический очерк получился весьма убедительным...
Александр Федоров, 1992
"Счастливого рождества в Париже" (СССР, 1991)
...Симпатичные девочки заманивают на "хазу", обирают и душат мужчин..
Ольга Жукова, по-видимому, пыталась поставить эстетско-эпатажную картину, с которой можно было бы произвести фурор на фестивалях, не входящих в группу "А".
Однако для черной комедии все получилось слишком манерно и серьезно. Для пародии явно не хватило синематечных намеков. А на серьезную психологическую драму Ольга Жукова, пожалуй, и не замахивалась...
В фильме "Счастливого рождества в Париже" немало натуралистических кадров и жестоких сцен, феминистских "фишек" и прочих "прибамбасов" бесцензурного кино.
Но все это изначально маргинально и художественно мало осмысленно...
Впрочем, какой-нибудь культуролог, зацикленный на андеграунде, семиотике и постмодернизме, наверное, сможет извлечь из этого фильма целый букет потаенных смыслов, аллюзий и ассоциаций, уходящих в глубину философии античного мира или славянского фольклора...
Александр Федоров, 1992