<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} p.MsoHeader, li.MsoHeader, div.MsoHeader {margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; tab-stops:center 233.85pt right 467.75pt; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} a:link, span.MsoHyperlink {color:blue; text-decoration:underline; text-underline:single;} a:visited, span.MsoHyperlinkFollowed {color:purple; text-decoration:underline; text-underline:single;} @page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:35.4pt; mso-footer-margin:35.4pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->
Идем с мужем от остановки автобуса домой, колеса чемоданов гремят по тротуару – почти забытый в этом году звук. Темно, мы гремим и смеемся: «Вот, – говорит муж, – если хочешь создать впечатление путешествия, можно, в конце концов, съездить в Гомель». Именно оттуда мы и приехали. Идти хочется медленнее, греметь чемоданами громче – этот грохот сейчас как музыка для моих исстрадавшихся по путешествиям ушей. Как выясняется, не только для моих.
Одна моя знакомая рассказывает, что в последнее время повадилась ходить на железнодорожный вокзал. Идет в буфет, покупает там йогурт и булочку, не спеша ест, а потом смотрит на поезда – как они приходят и уходят, как суетятся люди на перроне, как кто-то идет не спеша, а кто-то бежит, опаздывая и задыхаясь, как обнимаются родные и целуются влюбленные, как, семеня на высоких каблуках, девушки тянут чемодан и прижимают телефон к уху, протягивая билет проводнице. Как, никуда не спеша, рабочие постукивают по колесам. Этот звук не доносится до буфета, но Алина спускается на платформу – и слышит постукивание, и вдыхает металлический запах поездов, и слушает металлический голос диктора о прибытии и отправлении. Улыбается счастливо и уходит домой: как будто сама то ли приехала, то ли уехала. Иллюзия путешествий.
Другая знакомая собирается в аэропорт – посмотреть, как взлетают и садятся самолеты. Я советую взять с собой чемодан – уж если обманываться, так как можно более правдоподобно. Нам всем это сегодня нужно.
Вот, например, авиакомпания Singapore Airlines решила помочь согражданам, страдающим от невозможности путешествовать, и организовала серию ужинов на борту авиалайнера. Все по-настоящему (ну, почти, ведь никто никуда не летит): проверка в аэропорту, очередь на посадку, приветствие на борту. Когда люди, собравшиеся в зале ожидания, увидели экипаж, направляющийся в самолет, не выдержали и зааплодировали. Каждому «пассажиру» на память об этом странном (возможно, самом странном в их жизни) «не-полете» подарили розу из батика: «Они из той же ткани, что и костюмы стюардесс». 900 пригласительных на ужины на борту раскупили за полчаса – многим так нужна иллюзия движения. Ужин в эконом классе стоил 35 долларов, в бизнесе – 220, а за ужин в первом классе пришлось раскошелиться на 440 долларов. И раскошеливались – соскучились по самолетам. Как я их понимаю! Я тоже скучаю.
Таким соскучившимся на Тайване авиакомпания StarLux предлагает «полеты в никуда». Полная иллюзия: проверки, взлет – полтора часа полета – посадка в месте вылета. На первый рейс все 188 мест на борту раскупили за считанные минуты. Вдохновившись успехом тайваньцев, такие же «рейсы в никуда» запустила австралийская компания Quantas, и вновь – билеты распроданы за считанные минуты. О, дайте, дайте нам свободу взглянуть на землю из иллюминатора!
В Великобритании предлагают «создать магию полетов у себя дома». Как? Распродают хрусталь, посуду, постельное белье и даже тапочки из самолетов авиакомпании British Airways. Самый дорогой лот – бокс для еды, он стоит 75 фунтов стерлингов, самый дешевый – поднос за 10. Концерн IAG, в который входит British Airways, за первые девять месяцев этого года потерял 5.1 млрд. фунтов (а в 2019 году за этот же период прибыль составляла 1.9 млрд. фунтов), вот и начали распродавать «фамильное серебро». Одеяла, бокалы для бренди и шампанского уже раскупили.
До того сократили 13 тысяч работников (из 45 тысяч) и продали 17 картин на аукционе Sotheby's. Но если мир не возобновит полеты, перспективы у British Airways, прямо скажем, не радужные, тут никакое фамильное серебро не поможет: за полгода пассажиропоток авиакомпаний холдинга IAG сократился на 56.3%, а во втором квартале на все 95.3%.
Но если мы не можем летать, это не значит, что мы должны перестать путешествовать. Я вот периодически езжу в Гомель, а потом стучу чемоданом по асфальту. В прошедшие выходные мы с друзьями съездили в туристический комплекс «Красный Бор» в Витебской области – почти четыре с половиной часа на машине из Минска. Полноценное путешествие и удивительные встречи в лесах с оленями, ланями и даже – вишенка на торте – зубром. Все места в комплексе на Новый год забронированы.
Мой друг, знаменитый белорусский фотограф Сергей Плыткевич (он на фото на переднем плане, в камуфляжной куртке), с которым мы и были в Красном Бору, говорит, что в этом году из-за невозможности путешествовать за рубеж, белорусы так активно кинулись изучать родной край, что, например, верховое болото Ельня едва справлялось с наплывом желающих походить по его мосткам. Но ведь это прекрасно, друзья мои, это прекрасно! Потому что мы можем не только жить иллюзиями, но и полноценно путешествовать по родной стране. В общем, я иду покупать билеты на поезд. Алина будет в буфете, а я помашу ей рукой: никаких иллюзий – все только настоящее.
Опубликовано в газете «СБ. Беларусь сегодня» (www.sb.by)