Холода – это время обезопасить себя на дороге. Поэтому каждый год мы меняем резину на шипованную. Когда было сделано это важное изобретение?
Сама по себе история автомобильного шипа уходит еще в далекие времена популяризации самого колеса. Первые деревянные колеса всегда обивали металлическими ободьями или кожаными полосами для сохранения их состояния. Обновлять эту конструкцию приходилось довольно часто, поэтому для межсезонья особо смекалистые кузнецы готовили специальные полосы. В их отверстия вставлялись короткие кованые гвозди, призванные обеспечить надежный контакт с обледенелым покрытием. Это решение было очень дорогим, поэтому использовалось в основном представителями знати для обеспечения их безопасности.
С появлением пневматических покрышек в конце XIX века о шипах надолго позабыли. Сцепные свойства создавались за счет особого отношения конструкторов к созданию рисунка протектора, обеспечению износостойкости резины. И хотя потребность в шипах осталась, технология тех времен не позволяла создать надежную и долговечную конструкцию. Впрочем, в головы инженеров приходили разные идеи. Самая обычная по тем временам конструкция выглядела так: в покрышке делали сквозные отверстия, в которые изнутри вставляли болт с плоской шляпкой, а на его резьбу с наружной стороны нанизывали гайку. Естественно, долго такие шины не «ходили». Их хватало максимум на пару сотен километров. Разумеется, этот вариант оставался слишком дорогостоящим.
Самые первые шипы начали появляться в резине автомобилей в начале XX века. Основной целью шипов тогда было сохранение срока жизни покрышек, помимо сцепления. Иногда такие шипы были практически аналогами протектора, ведь колеса ещё не сильно отличались от тех, что были в телегах. Скорость движения с такими шинами начинала возрастать. В то же время росло и число машин: в начале XX века уже были сконструированы различные виды двигателей, и автомобили выходили в массовое производство.
Общепринятый в современности шип начал появляться в 50-х годах и выглядел как заклёпка, в корпусе которой «жила» твёрдосплавная вставка. Поначалу корпуса шипов были стальными и не могли похвастаться выдающимися характеристиками. Стандартный шип 60-х годов имел диаметр 9 мм, высоту 14 мм и вес 3 г. При этом, согласно данным официальных исследований, износ дорожного покрытия от применения таких шипов на одном автомобиле составлял примерно 150 граммов на один километр.
Чтобы избежать больших издержек, масса шипов была ограничена, стали появляться более совершенные конструкции. В сравнении со своим прообразом, шип 90-х обладал более приемлемыми параметрами (диаметр/высота/масса: 8/11/1,1) и его воздействие на дорогу считалось гораздо более щадящим. В последнее время от применения стали отказались в пользу алюминиевых сплавов, что позволило еще снизить массу шипа, сохранив при этом прочность корпуса на прежнем уровне.
В 70-80-х годах пытались создать металлопластиковые шипы, но они оказались неподходящими. Их основным достоинством считалась легкость. Однако исследования показали, что такие шипы быстро износились при достижении низких температур. Это объясняется разностью физических характеристик металла и пластика: они по-разному ведут себя при изменении температур.
Сейчас шипованные шины – это обязательный атрибут для владельца авто, особенно в наших температурных условиях. Даже в крупных мегаполисах люди не застрахованы от гололеда, а в средней полосе России температура может колебаться около 0°C, что приводит к ежедневной опасности обледенения дорог.