Кто про что, а я опять с вредностями. Сама рисовать не умею, а критиковать страсть как люблю. Не иначе как из зависти.
Попалась мне на глаза вот такая картинка, называется "Чаепитие". Очень милая. Автор - современная художница Мария Молодых. Ее картины на современную тематику мне даже понравились. А вот с праведной патриархальностью как-то... как у большинства. То у боярыни кошка сиамская на руках, то окошки в избах современные. Хотя, может быть, это фишка автора.
Вот и здесь. Обеденный перерыв во времена "России, которую мы потеряли". Молодые парни: трактирный половой (в красной рубахе, с полотенцем на плече) и приказчик с гроссбухом. Чаи гоняют с баранками. В общем, все бы ничего. Но сильно смутил меня чайник в центре.
Точно такой же сервиз стоит у меня дома в горке с парадной посудой (когда готовила статью, то увидела нынешнюю цену - мне поплохело. Пару недостающих чашек вряд ли докуплю). Знаменитая "кобальтовая сетка" Ленинградского фарфорового завода.
У этого рисунка есть официальная легенда: его создала в блокадном 1944-м году ленинградская художница Анна Яцкевич. Прообразом косой сетки послужили то ли пересекающиеся лучи прожекторов ПВО в темном небе, то ли наклеенные на окна крест-накрест бумажные полоски (чтобы стекла не лопались от близких взрывов).
Но дело в том, что я точно видела этот сервиз в детстве в Эрмитаже! Поэтому официальная легенда меня сильно смущала. Может быть, все-таки подобный дизайн уже был у какой-нибудь Мейсенской мануфактуры? А уж потом его перевоплотили советские авторы и снабдили красивой легендой?
Тогда можно предположить, что в прошлом какая-нибудь российская фабрика средней руки выпускала дешевую продукцию, копируя роспись драгоценных сервизов. Тем более, что рисунок простой. И такой полосатый чайник мог бы оказаться на столе в трактире.
Еще схожим рисунком покрыт сервиз "Собственный", созданный основателем Императорского фарфорового завода Д.С.Виноградовым (интереснейшая личность, кстати!) для Елизаветы Петровны. И он действительно хранится в Эрмитаже. Однако рисунки не вполне совпадают, другой цвет, а сами изделия не имеют характерной волнистой формы. В конце-концов я решила, что память меня подводит.
Но, оказывается, и память не подвела, и дизайн 40-х! Я в самом деле видела ленинградский кобальтовый сервиз в Эрмитаже! Я нашла этому подтверждение на сайте антикваров и на официальном сайте музея!
Знаковый сервиз в том виде, каким его выпускают сейчас, доработала ученица Яцкевич – Ольга Долгушина. Изготовленный ею образец, сейчас представлен в музейной коллекции Эрмитажа.
Скорее всего, увиденная мной в детстве музейная экспозиция была составлена из шедевров прошедших и нынешних времен.
Значит, синий рисунок действительно современный. И таких чайников во времена самоваров и граммофонов еще не было.
Все-таки художникам и декораторам надо осторожнее иметь дело с узнаваемыми предметами.
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба.