Найти тему
Все о лидерстве

Что важнее, личность или цифровая грамотность? Тренды корпоративного обучения 2020

Пандемия устроила всем нам идеальный эксперимент – мы оказались в онлайне
Пандемия устроила всем нам идеальный эксперимент – мы оказались в онлайне

В начале лета HR-специалисты собирались на онлайн-площадке для обсуждения возникших в бизнес-жизни изменений в рамках конференции на тему «Show Digital: цифровые компетенции для повышения ценности внутренних сотрудников и внешних кандидатов». Организаторами выступили ГБУ «Моя карьера» и Microsoft.

Участники отметили, что пандемия устроила всем нам идеальный эксперимент – мы оказались в онлайне и можем проверить, насколько это возможно для бизнеса. С начала пандемии безработица в Москве увеличилась в пять раз. В течение месяца в центры занятости обратилось количество, равное числу обращавшихся ранее за год. При этом количество вакансий уменьшилось в пять раз. Среди предложений – в основном связанные с цифровой экономикой.

Представители Microsoft отметили, что все больше организаций переосмысливают подход к ведению бизнеса, все больше обращая внимание на здоровье и безопасность сотрудников, непрерывность бизнеса и автоматизацию рутины.

Понимая, что цифровизация – новая реальность, следует быстро организовать возможность развития цифровой компетентности, причем сделать это в режиме онлайн. Компания Microsoft с учетом ситуации приняла решение отказаться от «дорогой и тяжеловесной» системы бизнес-тренингов и обратила свое внимание на социальное обучение – с использованием площадок, где сотрудник не только потребляет, но и создает обучающий контент.

Однако важно понимать ситуацию, в которой мы находимся. Microsoft и Российская ассоциация электронных коммуникаций провели исследование «Цифровая экономика: новая реальность». Стало ясно, как на самом деле обстоят дела с цифровизацией, цифровой экономикой, каковы потребности в новых сервисах и технологиях и каковы лучшие практики адаптации к текущей ситуации.

Самые актуальные навыки в ИТ-сегменте

Актуальные навыки в ИТ-сегменте останутся востребованными и после ухода пандемии.

Как развивают эти навыки и как приспособились к изменениям российские компании? МТС заменила бумажный документооборот электронным и поделила работников на категории: разработчики, постановщики задач, пользователи. Новолипецкий металлургический комбинат внедряет цифровые технологии на производстве. Компания «Росатом» цифровизирует кадровые сервисы, сотрудничает с вузами, расширяя каналы подбора. «Ростелеком» обучает сотрудников по программе «Цифровая экономика» с короткими видео о технологиях и полной переквалификацией сотрудников. РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций) ​проводит собственные исследования, развивая это направление. Последнее исследование РАЭК 2020 года – «Экономика Рунета в эпоху COVID-19».

Как снизить стресс сотрудников

В Microsoft поняли, что несмотря на цифровизацию и заполоняющие нас цифровые технологии, важно понимать, что сотрудники стремятся к гибкости, совмещению работы, семьи и хобби. Задача работодателя в этом – дать людям актуальные знания и навыки. Новые платформы, которые используют в компании, снижают стресс сотрудников. Как уже было сказано выше, Microsoft идет по пути отказа от системы бизнес-тренингов и переходит к методике «социального обучения».

Выпускники бизнес-курсов очень талантливы, но нужно чтобы они умели разговаривать на одном языке с коллегами и клиентами.

Процесс цифровизации серьезно повлиял на пересмотр подхода к технологиям внутри компании, к людям и к культуре.

Как сказал CEO Microsoft Сатья Наделла, прогресс цифровизации двух месяцев начала пандемии равнозначен прогрессу предыдущих двух лет.

Ускоренная цифровизация повлекла за собой активное использование технологий, вызвала необходимость поощрения взаимодействия сотрудников, повышения их вовлеченности, развития культуры обучения и инноваций.

Причем, именно развитие культуры обучения и инноваций в компании считают самым важным. Если темпы обучения будут оставаться ускоренными, важно, чтобы и культура компании двигалась в сторону обучения и инноваций.

Как в Microsoft заботятся о сотрудниках при переходе на онлайн-режим? Поддерживают оптимальный ритм общения, подходящий для удаленного режима работы: после тестирования пришли к оптимальному варианту – почаще и покороче, например, три раза в неделю по 25 минут вместо полуторачасовой встречи раз в неделю.

Кроме того, чтобы разнообразить общение, сотрудники проводят встречи разных форматов, а также следят за поддержкой эмоционального благополучия – в мессенджерах созданы группы по интересам.

Обучение имеет такой же важный приоритет, как и рабочие задачи: ему выделяют часы в календаре в рабочее время.

Microsoft сейчас развивает социальную экосистему, в которой каждый сотрудник и мобильный, и социальный. При этом компания собирает аналитику, чтобы понять, что важно для сотрудников, учитывает результаты, использует разные ресурсы доставки информации, проводит виртуальные воркшопы и т.д. Система обучения в таком варианте получается самостоятельной развивающей самообучающейся системой с простым доступом, высокой мотивацией и высоким вовлечением. Результаты обучения измеряются не по конкретному сотруднику, а по результативности команд.

Вывод: цифровизация требует технических навыков и быстрого обучения, но и в таком случае обучение может быть социальным, человечным и заботливым. Человек все-таки в этой системе – самое важное звено.

Читайте о лидерстве, развитии команд и трендах корпоративного обучения в блоге на моем сайте gershanovich.ru.