Анна Андреевна Ахматова — это русский поэт 20 века. Она писала стихи и поэмы, и много сил отдавала переводам на русский язык европейской и азиатской поэзии.
Ахматовские строки приводят нас к философским размышлениям. Ее самоотверженный и кропотливый труд заставляет читателей испытывать восторг и трепет. Хотя сама она шутливо говорит:
Подумаешь, тоже работа, -
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое.
Лирика Анны Ахматовой рассматривается как дамская, или женская, поэзия.
Голос Ахматовой уже в первых сборниках «Вечер» 1912 г. и «Четки» 1914 г. зазвучал уверенно и полноправно. Со страниц стихотворных книжек открывается женская душа. Тонкие и точные наблюдения сочетаются в ее поэзии с высокой одухотворенностью.
Стихи посвящены любовным переживаниям, но любовь героини не замкнута на самой себе. Контекст окружающей жизни, быта, искусства — очень широк. Лишь немногие стихотворения передают восторг счастья.
Жанровой структуре произведений Ахматовой характерна подчеркнуто нарочитая незавершенность.
А когда сквозь волны фимиама
Хор гремит, ликуя и грозя,
Смотрят в душу строго и упрямо
Те же неизбежные глаза.
Сжатость речи и сверхнапряжение каждого слова удивительны:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
А вот каково Ахматовское мироощущение:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утолить ненужную тревогу.
…....................................................
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Изображение любовного чувства - главное открытие Ахматовой как художника.
Анна Андреевна прошла большой творческий путь и поздние ее стихи более гармоничны и музыкальны, они по-пушкински просветленные и мудрые.
Мы видим в них напевность, легкость, плавность, Вечность.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
….....................................................
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
Живописные и музыкальные стихи, с подробностями жизни, прощающейся с вечно прекрасным миром:
О своем я уже не заплачу,
Но не видеть бы мне на земле
Золотое клеймо неудачи
На еще безмятежном челе.
Только Анна Ахматова писала о философской стороне лирики, и темам, которые она поднимала, принадлежит одно из господствующих мест в мировой литературе.
60-е годы более благополучны для Ахматовой. Ее стихи печатаются, издаются книги, она известна в зарубежных кругах. В 1964 году она едет получать премию в Италию, в 1965 — в Англию, где ей присуждается почетная докторская степень.