Две женщины иудейского мира, вошедшие в Ветхий и Новый завет благодаря кровавым убийствам в виде отсечения головы врага.
Хладнокровию барышням действительно не занимать. Обе они возжелали смерти врагу, обе пошли на сделку с совестью ради своей цели, обе соблазняли, чтобы получить искомое, обе стали героинями легенд и произведений изобразительного искусства впоследствии. Но давайте приглядимся повнимательнее к этим двум сюжетам и найдем принципиальные различия между этими роковыми красавицами.
Юдифь - иудейская героиня, спасшая свой народ от вторжения ассирийского войска во главе с Олоферном. Во время осады ее родного города Ветилуи Юдифь нарядилась в красивые богатые одежды, покрыла кожу эфирными маслами и отправилась в стан ассирийцев, где привлекла внимание возглавлявшего их Олоферна. Девушка назвалась беглянкой из умирающего города и просила убежища с одной лишь просьбой - выходить из лагеря ночью для молитвы.
На третий день ее пребывания вне стен города военачальник закатил пир, после которого отвел красавицу в свои покои в поисках взаимности, но, перебрав с алкоголем, быстро уснул. Тогда Юдифь и довершила начатое: взяв меч Олоферна, она отрубила ему голову и завернув ее в покрывало удалилась из лагеря "для молитвы" вместе со служанкой, не вызвав и тени сомнения.
Вернувшись в Ветилую Юдифь рассказала о случившемся, представив кровавое доказательство, после чего мгновенно и навсегда стала героиней для всех его жителей, а благодаря "Книге Юдифи" написанной в те далекие времена, стала примером героического патриотизма для многих народов мира, вошла в иконографический ряд множества произведений искусства, включая шедевры эпох Возрождения и Модерна.
Смогла ли Юдифь остаться праведной вдовой, готовой пожертвовать собой и своей честью ради спасения своего народа, или ей все же пришлось преступить черту приличия ради благой цели, история умалчивает. Как она умалчивает и то, существовала ли барышня на самом деле или же это собирательный образ-легенда (специалисты указывают на некоторые расхождения сюжета с историческими фактами), однако образ благочестивой девы уже увековечен художниками разных эпох во всех возможных ипостасях.
У Ботичелли Юдифь - хрупкая девушка с выразительным лицом, возвращающаяся в родной город с победой. Но на ее лице нет радости, ведь в ее руке окровавленный меч, а служанка несет отрубленную голову - ради этой победы ей собственноручно пришлось вершить суд над человеком.
Джорджоне увидел в ней скромную и трепетную, но, вместе с тем сильную и решительную молодую женщину, изобразив ее в поющих невинность розовых одеяниях с опущенным мечом, попирающую горову злодея:
Густав Климт придал образу Юдифь дерзости и чувственности, увидев в ней роковую женщину с "убийственной" красотой.
Одно неизменно: согласно легенде, Юдифь рискнула всем и спасла город Ветилую и всех его жителей от неминуемых захвата и расправы. А о том, благодаря чему вошла в историю Саломея, и как ее изобразили художники разных эпох, мы поговорим в нашей следующей статье.
Материалы для статьи подготовлены при поддержке галереи современного искусства Арт Холдинг Татьяны Никитиной.