Найти тему
Cubic Music

The Clash — «London Calling». Как панки записали главный британский альбом 70-х

Оглавление

14 декабря 1979 года вышел третий альбом The Clash «London Calling» — один из лучших в истории рока. Альбом продался тиражом больше 5 млн экземпляров, в настоящее время он занимает восьмую строчку в топе журнала Rolling Stone. Рассказываем, что такого сделали The Clash для того, чтобы альбом стал легендарным.

Доказали, что панки спокойно могут играть поп

Британская панк-музыка была столь же яростной, сколько стремительной — это касается и их жизненного цикла. Sex Pistols распались несколько месяцев спустя после выхода своего единственного альбома, в 1979 году от передозировки героином скончался Сид Вишес. В этом же году вышел третий альбом The Buzzcocks, которые откровенно признались, что устали от бесконечных гастролей.

У The Clash после второго альбома дела тоже шли неважно — менеджер ушел, группа осталась без студии, фронтмен Джо Страммер и гитарист Мик Джонс не могли написать ни единой строчки. Второй альбом критики назвали слишком чистым для панка и вообще сложноватым — в общем, он стал не лучшим продолжением простого и драйвового дебютника.

«Complete Control» — главная песня The Clash до «London Calling»

Спасительным оказался тур по США, в котором The Clash выступали на одной сцене с легендой рок-н-ролла Бо Дидли. Лондонские панки вообще слушали очень много разной музыки, от регги вроде Вилли Уильямса до релизов ска-лейбла 2 Tone Records. Кстати, группы Madness и The Specials, которые выпускались на 2 Tone, тоже в свою очередь вдохновлялись регги и дабом.

В итоге у The Clash получилась не только по-хорошему мягкая по звучанию пластинка, но еще и очень эклектичная, берущая корни в нишевых жанрах. По структуре «London Calling» тоже получился под стать поп-музыке: на ней есть место мощному одноименному синглу, однако тут же встречаются мелодичные песни вроде «The Card Cheat» с обильным количеством медных духовых и клавишных — то есть не очень типичных для панка инструментов.

Сделали мощную обложку

На обложке «London Calling» фотограф журнала NME Пенни Смит запечатлела, как басист Пол Симонон разбивает свою гитару вдребезги. Для The Clash такое поведение не было нормой, в отличие от The Who, у которых разбить инструменты — это такой выразительный прием. Симонон просто был невероятно зол из-за того, что публика на концерте в Нью-Йорке вела себя откровенно вяло, хотя, казалось бы — вторая столица панка, где произошли Ramones и есть клуб CBGB.

«The Guns of Brixton» — еще одна яркая песня с альбома. Бывшая жена Марка Смита из The Fall даже поменяла свое время на Брикс в честь нее

The Clash вообще не отличались буйством на сцене — у них банально не было лишних денег на инструменты, поэтому как только Симонон начал крушить бас-гитару, дорожный менеджер Джонни Грин подлетел к нему, возмущаясь. Басист лаконично ответил: «******** [отстань], Джонни».

Пенни Смит не понравилась фотография — она получилась смазанной, зато The Clash оценили всю энергетику и решили использовать изображение для обложки. Оставалось только доработать — дизайнер Рэй Лаури предложил сделать оммаж к обложке первого альбома Элвиса Пресли, написав по краям название большими цветными буквами. Таким образом The Clash задокументировали очередной виток рок-музыки, когда она снова стала яростной, но в рамках большой сцены.

Одноименный «London Calling» — невероятно мощный сингл

Может вы не слышали альбом целиком — он идет 65 минут, что достаточно много для современного слушателя — но точно знаете «London Calling». В этой песне артисты выразили много всего, но в первую очередь они открыто протестовали против полицейской жестокости и пагубного технологического прогресса. Проблемы, о которых пели The Clash, в общем-то актуальны и сейчас, поэтому со временем песня очистилась от дополнительных смыслов и стала просто отличной национальной песней. Спустя 41 год «London Calling» — это одновременно выражение любви и ненависти к британскому «Юнион Джеку», стране, где обособленно друг от друга существует бизнесовый Лондон, а все остальные регионы как в песне — живут у реки и постоянно тонут.

«London Calling» и сегодня звучит очень хорошо — гитара задает пульсацию, бас нестандартно заполняет низкие частоты, мощный, но не срывающийся на крик вокал Джо Страммера скандирует «London Calling», буквально вколачивая эту фразу как лозунг

«London Calling» быстро стала пролетарским гимном: в какой-то момент ее начали ставить перед матчами «Арсенал» и «Фулхэма». Первый футбольный клуб позаимствовал песню просто потому, что «Лондон зовет», но с «Фулхэмом» вышло интереснее, потому что их домашний стадион «Крейвен Коттедж» расположен как раз возле Темзы. Позже «London Calling» будет звучать перед матчами вообще всех лондонских клубов.

Так или иначе песня быстро стала популярной у простых людей, для которых ворчать над политикой и происходящим в стране — такая же часть распорядка дня, как съесть фиш-энд-чипс или выпить чаю.

По той же причине, что и «Арсенал» выбрал песню, очень многие кинопродюсеры используют ее в фильмах о Лондоне. Самый яркий пример — двенадцатая часть бондианы «Умри, но не сейчас». В сцене герой Пирса Броснана летит в Лондон, воспользовавшись услугами — разумеется — авиакомпании «British Airways», а злодей Густав Грейвз спрыгивает с парашютом, на котором изображен национальный флаг; Грейвз приземляется рядом с Букингемским дворцом. Что может быть более британским?

Пирс Броснан — определенно не лучший Бонд, но то, как Грейвза представили в фильме — очень круто

Послушайте «London Calling» целиком с помощью плеера ниже:

Антон Боровой

Музыкальный редактор music.cubicmedia.ru